«Я в магазин, за данными»: Газпром Нефть запустила Лабораторию данных
В Газпром Нефть запустили экосистему для самостоятельного анализа данных для всех сотрудников компании.
Предпосылки создания лаборатории данных
Техническая готовность
Внедрение BI-аналитики в блоке Логистики, переработки и сбыта стартовало в 2016 году. За пять лет командой BI было создано 120 аналитических приложений Qlik, которыми ежедневно пользуются около 4000 сотрудников.
В 2019 году в Газпром Нефти появилась новая функция управления данными – помимо аналитики, в компании началось развитие направлений интеграции и поставки данных, качества данных, архитектуры данных, метаданных и НСИ.
К концу 2020 года к единому Хранилищу данных (на базе Informatica IPC) было подключено уже 40 информационных систем с автоматическим мониторингом качества данных (Informatica Data Quality). Часть данных структурировали и занесли в Бизнес-глоссарии, единой модели данных и паспортах показателей.
Развитие культуры работы с данными
Каждый сотрудник компании сегодня может пройти обучение теории и практике управления данными. Доступность таких курсов развивает культуру работы с данными.
К концу 2020 года в компании обучили 700 сотрудников, среди которых появились бизнес-чемпионы, которые самостоятельно решают аналитические задачи с использованием BI-инструментов.
Закономерным этапом развития Системы управления данными, и в частности, аналитики стало создание в ноябре 2020 Лаборатории данных, предоставляющей для всех сотрудников Газпром Нефть возможность самостоятельно создавать BI-приложения и анализировать данные для решения повседневных задач по обработке, визуализации и исследованию данных.
Новый подход к самостоятельному анализу данных
Концептуально, Лаборатория данных базируется на 3 компонентах: Данные, Инструменты, Компетенции.
В рамках продукта:
- Обеспечивается простой и удобный доступ к качественным данным из информационных систем через Магазин данных
- Предоставляются аналитические инструменты для работы с данными
- Проводятся регулярные обучения пользователей с целью развития компетенций по анализу данных и работе с аналитическими инструментами
Основная миссия Лаборатории данных: предоставление всех необходимых компонентов для эффективных и оптимальных решений разнообразных аналитических задач Компании.
Раньше, если у сотрудника появлялась задача по анализу данных, то большую часть времени он тратил на поиск нужных данных, получение доступа к ним, их обработку и подготовку для последующего анализа. Появление Лаборатории данных упрощает этот процесс.
Однако, перед тем, как познакомить сотрудника с Лабораторией, в компании проводят онбординг – новому пользователю показывают возможности системы, знакомят с процессом работы, предлагаю пройти обучающие курсы по BI-инструментам.
Сценарий работы с Лабораторией данных
Путь к самостоятельному анализу данных с помощью Лаборатории данных в Газпром Нефть выглядит так:
На старте работ в Лаборатории данных сотрудник изучает обучающий видео-ролик по правилам работы с Лабораторией и знакомится с возможностями продукта.
- Проходит несколько практических онлайн-курсов по анализу данных и работе с BI-инструментами.
- В Магазине данных находит необходимые данные для своей задачи и запрашивает к ним доступ. В Магазине данных собраны те данные из информационных систем компании, которые прошли предварительную обработку и проверку по качеству, а также приведены к внутренним стандартам компании. Это данные уже полностью готовые для анализа. Доступ к ним осуществляется в соответствии с ролевой доменной моделью и технически реализуется на базе Единой системы управления доступами в Компании.
При выборе датасета в Магазине (и при условии наличия к нему доступа) автоматически совершается переход в аналитическую платформу Qlik Sense, где в рабочей области сотрудника создается новое приложение с уже загруженными данными из Магазина. Все что остается сделать – это визуализировать данные для последующего анализа. При возникновении трудностей с созданием аналитических приложений сотрудник может обратиться за помощью и технической консультацией на сервис Лаборатории данных.
Готовым приложением сотрудник может поделиться с коллегами, опубликовав приложение в личном потоке и предоставив к нему доступ.
В процессе решения своей прикладной задачи сотрудник постепенно наращивает компетенции по анализу данных и работе с аналитическим инструментом Qlik Sense – все функциональные возможности аналитики встроены в эту систему. А компания постепенно переходит от ручной подготовки отчетов и пересылки аналитических материалов по почте в Лабораторию данных.
Таким образом, Лаборатория данных как единое пространство для анализа и работы с данными исключает необходимость как ручной подготовки данных, так и пересылки статичных отчетов и презентаций по почте, используя вместо этого средства интерактивного визуального анализа в Qlik Sense.
Итоги Лаборатории данных
Почти за год работы Лабораторией данных воспользовались 1370 сотрудников Компании. Большая часть из них прошла обучение и приступила к самостоятельному решению задач по анализу данных.
1370
Но основным ключевым показателем успешности Лаборатории данных является количество решенных аналитических задач и количество разработанных BI-приложений. На текущий момент, с помощью Лаборатории данных реализовано около 30 бизнес-кейсов – это самостоятельная работа представителей бизнес-подразделений Газпром нефти.
В 4 квартале 2021 году в Лаборатории данных запланировано подключение Платформы искусственного интеллекта (Jupyter + Python) для решения аналитических задач с более сложными алгоритмами, например, в области Машинного обучения. Также c целью реализации продвинутых аналитических задач будет расширена программа обучения: в нее будет включено обучение по Data Science.
Лаборатория данных за счет демократизации доступа к данным и популяризации культуры работы с данными обеспечивает непрерывный процесс самостоятельной аналитики. Максимальную пользу данные приносят в тот момент, когда на их основе принимается какое-то ценное решение, продиктованное фактами, а не интуицией.
Подробнее о результатах работы Лаборатории данных Дана Бугумбаева (владелец продукта Лаборатория данных) и Анастасия Мерзликина (тимлид команды Лаборатория данных) рассказали на митапе. В том числе показали несколько примеров того, какие приложения создают self-service пользователи Qlik Sense («Мониторинг загрязнения теплообменников МНПЗ» и «Статус медсопровождения»):
«Никакой возни с синтаксисом — только промпты, итерации и вайб».
В Госдуму внесён законопроект, который может изменить правила продвижения эзотерических, духовных и энергетических услуг.
Предприниматель провёл внеплановое собрание с сотрудниками Tesla.
Вчерашнее утро началось с громких заголовков. Сегодня разберемся, что реально произошло и где ошиблись журналисты.
Можно ли теперь забрать иностранный бренд себе и где встать в очередь за Apple, если да — смотрим, чем на практике пригодится эта история нашим предпринимателям.
Визуализация данных — это не просто способ представления информации, а универсальный язык, который объединяет разные уровни организации. Она превращает сложные отчёты в понятные визуальные истории, облегчая коммуникацию между аналитиками, руководителями и даже внешними партнёрами.
Попробуем разобраться, какой она бывает. И делимся инструментами.
Например, открыть доступ к уведомлениям и функции, позволяющей наушникам переключаться между устройствами.
________________
Время создания сайта: 40 минут
Стоимость: 1000 руб
________________
▪— Планирование и структура
▪— Генерация сайта в Durable
▪— Наполнение контентом
▪— Кастомизация
▪— Публикация сайта
И в девять раз увеличить парк промышленных роботов.
Снаружи арбуз не пострадал. Что с «внутренностями» — неизвестно.
В декабре 2023 года МТС решила бросить вызов YouTube и TikTok и запустила амбициозный видеосервис NUUM, вложив в него около 6 миллиардов рублей. Новый проект обещал объединить в себе лучшее из двух миров: длинные видеоролики, короткие вертикальные клипы и стримы для молодежной аудитории. Но спустя чуть больше года, несмотря на громкие обещания и ма…
Неплохо
Я слышал вакансии висели на хх в команду, занимавшуюся разработкой этого продукта, но ни одно резюме от кандидата посмотрено не было
К вам в команду можно попасть?