O - Ozon, Л - логика: взболтать, а не смешивать

После моего "плача Ярославны" я решила, что, возможно, таким же новичкам как я будет интересно почитать о чужом опыте продаж на # Ozon. Потому что мелькание вокруг только историй успеха (даже недолгого) в ситуации, когда у тебя не все получается, скорее не вдохновляет, а напротив - приводит к самым грустным мыслям. В конце концов, мне самой хотелось бы читать не только о взлетах, но и о том, с каким трудностями сталкиваются другие.

Прежде чем мне ответят на это, мол, истории успеха - это у тех, кто весь такой продуманный, все посчитал, прокачал перед тем, как залезть в продажи, замечу, что есть большая разница между продажей чужого товара (с Садовода ли или откуда угодно) и продажей того, что производишь ты сам. В первом случае ты выбираешь нишу, если можно так сказать, меркантильно, думая только о прибыли. Это хорошо и правильно, но по большому счету, получается, что продавать все равно что, лишь бы была хорошая прибыль. Если ты сам что-то создаешь, присутствует момент творчества в той или иной степени, не совсем вяжущееся с представлениями о главенстве прибыли - желание поделиться этим с другими: дизайнерские украшения, классная кожгалантерея, качественная одежда, безопасные детские игрушки и т.д.

И да, опять же: опус не заказной. Это просто еще одна страница из своего рода "дневника селлера".

Итак, я продаю одежду, имеющую функциональную специфику. Конструкции придумываю вместе с конструктором-профессионалом, ткани и фурнитуру закупаю сама (все имеет сертификаты качества, подтверждено протоколами испытаний). Нишу и название бренда не раскрываю, потому что для описания проблем с площадкой это не имеет принципиального значения.

Напомню, что ранее я столкнулась с "крушением надежд", которые были возложены на обещание Озона выводить на месяц карточки новичков в топ и на само заполнение карточек, где важную роль для места в выдаче играло название товара (теперь - это уже не важно, название товара урезано до типа одежды+название Вашего бренда). Поскольку Озон так же и отзывы с покупок собрать не дает, я решила подключить продвижение в поиске.

Включила я эту опцию еще тогда, когда минимальная ставка была 1% (сейчас - 5%). При этом в моей категории оптимальная ставка составляла 4.7%. Я выставила 5%. Футболки поднялись в выдаче, но были в районе 100 места (здесь и далее я привожу результаты анализа по самому популярному запросу в категории без уточнения региона). Это было значительно лучше, чем раньше.

Затем Озон принял решение (на фоне отказа от уникального, созданного самим продавцом, названия товара) о повышении минимальной ставки до 5%. В связи с этим, моя ставка стала не конкурентноспособной и ее нужно было менять. Адекватная ставка по моей категории была объявлена 7.9%. Я назначила 8.5%. Товары в среднем (в разных городах и регионах место было разное) были на 160-х местах. А потом....

А потом, при сохранении адекватной ставки по категории 7.9% мои товары начали падать в выдаче и оказались на 190+ месте (разные цвета оказались от 199 до 210 места). Это было крайне странно и не логично, ведь ставка по категории осталась на прежнем уровне. Пресловутая база знаний не дала ответа на это вопрос: механизм работы, если верить базе знаний, у этой опции довольно прост.

Скажу честно, я была просто в ярости! 160-е место - это не предел мечтаний, но все же, а 200-е+ - это просто ни о чем. Покупка моего товара с этого места - это случайность, обусловленная тем, что покупатель будет искать, используя фильтр (характеристики ткани, цвета, модели). Но если он найдет и купить мой товар с этого места, я все равно заплачу Озон 8.5% от цены товара. Но за что????

Я расстроилась и кампанию по продвижению отключила. Незамедлительно (просто моментально) мои товары отнесло на 1000+ место.

Я пересчитала финансы, прикинула, и решила, что я могу себе позволить поднять ставку до 10%, не снижая изначально заложенную в цену маржинальность. Вернулась в личный кабинет и поставила ставку 10% (адекватная ставка в категории по-прежнему указана 7.9%). Что произошло? А ничего! Мои товары уже сутки болтаются на 1000+ месте.

Причем, имейте в виду, что если после подключения продвижения в выдаче Вы радостно кинулись проверять выдачу в поиске в своем личном кабинете, Вы получите искаженную картину: наверняка Вы 100500 раз искали карточки своего товара, поэтому алгоритмы Озон будут подсовывать Вам его в выдаче повыше.

А еще интересно знать, что продвижение в поиске - это трата денег не просто впустую (по причине, о которой я сказала выше), а трата впустую с послевкусием. Потому что если сто лет назад какой то покупатель нашел Ваш товар через поиск каким то немыслимым образом (а товар был в продвижении), и добавил его, например, в избранное, и сейчас сто лет спустя решил его заказать, Вы все равно заплатите Озону % за продвижение.

Грустно это все, конечно, что тут скажешь. Со стороны, когда еще только готовилась начать продажи на этой площадке, читала базу знаний. Все казалось очень понятным, все было проникнуто логикой и легкостью.

Обратилась в поддержку, но естественно, там не читают сообщений, а "лепят горбатого": мне был дан совет увеличить ставку... Видимо надо поставить все и даже больше.

Поддержка держит руку на пульсе: до сих пор не в курсе, что название в категории одежда присваивается товарам автоматически и с тех пор не является точным, хоть ус**сь. А по поводу требований к фото: кто из Вас смотрел каталог товаров h&m на Озоне XDDDD
Поддержка держит руку на пульсе: до сих пор не в курсе, что название в категории одежда присваивается товарам автоматически и с тех пор не является точным, хоть ус**сь. А по поводу требований к фото: кто из Вас смотрел каталог товаров h&m на Озоне XDDDD

Зато теперь я точно знаю, что рекламу на Озоне я запускать не буду ни в коем случае. Если так хреново работают условно бесплатные (с оплатой по факту) инструменты продвижения, как же тогда работают их знаменитые трафареты, "хвалебные" оды которым я слышу на каждом шагу?!

UPD: Поддержка заботливо попросила у меня скю товаров, которые участвуют в продвижении, зачем, правда, не ясно, потому что по словам поддержки, ситуация в рамках норм. Всё ок, просто у меня ставка низкая (10% при адекватной ставке в 6% на данный момент и при том, что два дня назад со ставкой 8.5% мой товар был гораздо выше в выдаче).

Логика Озона: ты повышаешь ставку (конкуренты - нет), а твой товар падает в выдаче. Это нормально. Повышай ставку дальше.
Логика Озона: ты повышаешь ставку (конкуренты - нет), а твой товар падает в выдаче. Это нормально. Повышай ставку дальше.
33
6 комментариев

Здравствуйте! Видим номер обращения, поэтому сможем разобраться в деталях — всё выясним и вернёмся с комментарием

Ответить

100% ничего объяснить не смогут, потому что объяснять нечего. Логика в "продвижении" отсутствует железобетонно, есть какие-то очертания и смысл, понятный только самому разрабу и ОЗОНУ (заработать денег, пусть даже через такую "филькину приблуду)))).

1
Ответить

Спасибо за статью. Если не секрет, чем все закончилось?

Ответить

Поняла, что с Озоном каши не сваришь (это исключительно моё мнение относительно качественной одежды с позиции производителя), ушла на другие мп (в тч узкопрофильные), открыла свой интернет-магазин. Со склада озон вывезла весь товар, тк они отменили льготное размещение для тех, кто участвует в крупных акциях.
Моё мнение: сам озон нацелен на получение выручки от покатушек товара, от размещения на складе и от таких бесполезных (в силу того, что они просто не работают) инструментов как продвижение в поиске и реклама. Если уж лить трафик, то на свой сайт, а не чужой бизнес)

Ответить

Могу смело сказать, у нас продажи упали в 10 раз именно 22-23 ноября 2022 года, совпадение? не думаю...

Ответить