реклама
разместить

Как и почему покупают люди нового времени

Рассказываем, как red_mad_robot и humex в партнёрстве с банком и платформой для покупок eyebuy запустили в Казахстане инновационный маркетплейс по модели live commerce.

Как и почему покупают люди нового времени

В 2021 году мы запустили новое инновационное приложение для покупателей, продавцов и блогеров — маркетплейс со встроенным банковским сервисом. В этом кейсе рассказываем, почему сервис оказался инновационным, насколько важен этап исследований и как нам удалось синхронизировать друг с другом несколько команд.

Революция в e-commerce

В 2016 году Alibaba запустил Taobao Live — это стало новой главой в сфере продаж, а сам китайский гигант розничной торговли получил статус пионера, соединившего онлайн-трансляции и e-commerce в модель потребления live commerce. Идея подхода заключается в том, что зритель может одновременно смотреть прямой эфир любимого инфлюенсера или блогера и моментально покупать продукты, которые присутствуют на видео.

За несколько лет модель live commerce укрепила позиции удобного и надёжного инструмента, с помощью которого компании значительно повышают вовлечённость клиентов и уровень продаж. Например, в 2020 году только за первые 30 минут предпродажной кампании Alibaba на Taobao Live общая сумма покупок составила $7,5 млрд. И хотя в целом розничные компании на Западе всё ещё отстают от Китая в стремлении к live commerce, к 2026 году продажи, инициированные новой бизнес-моделью, могут составить от 10 до 20% всего сегмента e-commerce.

Эволюция прямых эфиров Taobao

Идея и челлендж проекта

Этот кейс находится под NDA, а значит, мы не можем назвать банк, с которым работали, но ничто не мешает нам оставить пару подсказок:

  1. Один из крупнейших банков России, Центральной и Восточной Европы.
  2. Входил в топ-5 банков Казахстана по версии Forbes в 2020 году.
  3. Был признан одним из лучших банков для бизнеса в Казахстане по отзывам и рейтингу пользователей.

Идея объединить виртуальный шопинг и прямые эфиры производителя, продавца и блогера как раз и легла в основу проекта — в конце 2021 года на рынке появился сервис для онлайн-покупок, модель которого построена на просмотре видеоконтента от инфлюенсеров и возможности быстрого заказа понравившегося товара. За несколько месяцев нам было нужно:

  • найти и упаковать идею,
  • получить финансирование,
  • запустить продукт в режиме стартапа,
  • синхронизировать все продуктовые, бизнес и ИТ-команды между собой,
  • засетапить core team на стороне клиента — организовать и помочь с наймом управленцев и разработчиков в инхаус-команду,
  • передать клиенту продукт с последующим сопровождением,
  • запустить проект на рынок.

Спойлер: получилось всё.

<p><i>Визуальная концепция приложения маркетплейса </i></p>

Визуальная концепция приложения маркетплейса

Одна из стратегий клиента — развитие экосистемы. Уже на этапе знакомства банк понимал, что на рынке присутствует большое количество игроков. Нюанс в том, что все они стандартные — пользователь заходит на сайт или в приложение, выбирает товар и либо сразу его покупает, либо получает выгодное предложение о рассрочке.

Клиент хотел отойти от подобного сценария, поэтому среди целей новой стратегии он выделил желание стать доверенным помощником и навигатором в мире покупок. Также банк хотел создать единую платформу, где человек и бизнес могли бы решать свои задачи.

Реализовать эти цели клиент планировал в приложении наподобие китайского маркетплейса Pinduoduo — сервиса совместных покупок. Это потенциально перспективная идея с хорошей виральностью, гибкостью и привлечением трафика, поэтому мы приступили к проработке гипотезы создания платформы совместных покупок, позволяющей продавцам реализовать больше товара, а покупателям — приобретать его со скидками.

Но гипотеза на то и гипотеза, что её нужно проверять, и в реальности ситуация выглядела немного иначе. Глубокое исследование сценариев и потребностей ЦА от humex показало, что целевой рынок пока не готов к такому продукту: на данный момент сценарий совместных покупок достаточно сложен и не закрывает актуальные боли и потребности в онлайн-шопинге.

Тестирование гипотез на раннем этапе создания продукта — новая норма и обязательная статья расходов в продуктовой разработке. Лучше потратить 5–10 млн для качественной проверки идеи, чем потерять в десять раз больше на этапе запуска проекта.

Евгения Черкашина, CEO humex

Исследуем рынок

В ходе тестирования гипотезы мы нашли то, что действительно нужно жителям Казахстана. Сегодня страна выглядит очень развитой с точки зрения цифровизации, но на любом рынке нужно учитывать особенности и контекст и проверять потребности пользователей. Так, например, мы выяснили, что самыми очевидными болями потребителей оказались высокая стоимость товаров, сомнения в качестве и долгая бесплатная доставка.

В процессе работы humex приоритизировали боли и потребности и создали roadmap развития продукта, в котором показали эволюцию его ценностного предложения в зависимости от того, как эти боли и потребности постепенно будут удовлетворяться.

<p><i>Roadmap из исследования </i></p>

Roadmap из исследования

Для проверки первоначальной гипотезы и поиска ценностного предложения для продукта мы провели комплексное исследование: сначала изучали контекст рынка, потом проводили глубинные интервью и искали инсайты в сопоставлении их результатов.

34% стартапов проваливаются из-за того, что они не доисследовали пользователя, 24% не попали в потребность, 27% — в маркетинг, 17% — в команду.

Проведя ещё ряд интервью — а всего было 34 глубинных интервью с представителями трёх групп целевой аудитории, — мы нашли актуальные боли и потребности, на которых построили новую идею и ценностное предложение продукта. Оказалось, что при выборе товаров жители Казахстана опираются на мнения инфлюенсеров и блогеров.

Покупатели хотят легко находить то, что им нужно, стримеры и блогеры — делать контент и зарабатывать, производители — повышать эффективность бизнеса, а продавцы — продавать и зарабатывать больше. На все эти запросы одновременно отвечает модель live commerce.

Прорабатывая стратегию, мы работали не просто над приложением, а над концепцией целой экосистемы, которая может быть создана на его основе. Мы также помогли клиенту вовлечь в её создание стейкхолдеров из различных подразделений и бизнесов банка, чтобы получить одобрение и поддержку в реализации.

Это такой комплексный проект управления изменениями, в котором мы выступаем не просто исследователями и разработчиками, а партнёрами — проводим фасилитации, собираем стейкхолдеров, помогаем сначала продать и продвинуть идею внутри, а потом реализовать её.

Константин Колотов, директор по работе с финансовым сектором red_mad_robot
<p><i>Цифры первого этапа</i></p>

Цифры первого этапа

По итогу первого этапа мы нашли и протестировали концепцию live commerce маркетплейса и помогли клиенту запаковать её в бизнес-кейс — создали пользовательский сценарий, визуальную концепцию в формате прототипа и помогли всё просчитать, оценив стоимость разработки продукта. Защитили проект на совете директоров и получили финансирование, после чего приступили ко второй части — реализации. Продукт необходимо было выпустить в сжатые сроки — за 5–6 месяцев.

Выводы по этапу: изначально клиент пришел с запросом создания сервиса совместных покупок. Это была потенциально перспективная идея, но мы предложили протестировать гипотезу, благодаря чему стало понятно, что такой продукт не актуален для жителей Казахстана. В общей сложности мы потратили около месяца на исследование рынка и ещё месяц на то, чтобы найти финальную уникальную идею и превратить её в концепцию продукта и экосистему с прототипом и бизнес-кейсом.

Дизайн-концепция

Перед командой дизайна стояла амбициозная задача — необходимо было создать первую визуальную концепцию приложения, когда маркетинговая и бренд-стратегии продукта были ещё в проработке. Неопределённость мы решили снизить с помощью интервью с пользователями: выяснили, что у большинства людей из нашей целевой аудитории онлайн-шопинг ассоциируется с тремя основными словами: «удовольствие», «десерт» и «американские горки».

Мы поняли, что хотим создать динамичный, дружелюбный и лёгкий интерфейс, который отвечал бы привычным ассоциациям и был удобным в использовании.

Настя Нечкина, дизайнер интерфейсов red_mad_robot

После того как был разработан визуальный язык проекта, мы получили новый брендбук банка — это означало, что весь дизайн необходимо адаптировать под обновлённый стиль компании. Получился принципиально другой взгляд на продукт: он стал более молодёжным и в хорошем смысле дерзким. Проработав визуальную концепцию, мы определили пять основных характеристик продукта:

Эксклюзивная ценность для пользователеи

Функциональность, аналогичная нашей, в разном формате и в различных продуктах есть во многих международных сервисах, например в Ozon, Shein и Instagram (принадлежит компании Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской, запрещена в России и внесена Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов). Но на этих платформах модель live commerce — дополнительная функция, которой не всегда удобно пользоваться. В нашем случае ключевая ценность — возможность быстро получить полное представление о товаре с последующей покупкой. Для блогеров и магазинов это хорошая возможность удобно продавать товары своей аудитории, отслеживая статистику.

Современная навигация

Мы учли лучшие UX-практики, чтобы сделать пользовательский путь внутри приложения максимально простым и интуитивным. Потребовалось несколько итераций тестирования, так как это сравнительно новый и непривычный продукт. Но в итоге мы отточили все шероховатости в дизайне, чтобы пользователь максимально быстро мог выполнить целевое действие.

Понятный и легкодоступный контент

Для удобства и простоты мы взяли механику TikTok — ленту видео можно скроллить одним жестом, что хорошо сказывается на вовлечённости и глубине просмотра. Внутри каждого видео в быстром доступе есть превью и список товаров, которые блогер показывает на стриме.

Быстрый и удобный чекин

Если во время просмотра прямого эфира человек захотел купить какой-то товар, это можно сделать буквально в пару кликов.

Подсказки и пуши о прямых эфирах и новинках

В приложении были реализованы запланированные эфиры — на них можно было подписаться, а в момент начала стрима пользователю приходил пуш.

Также в приложение встроены финансовые сервисы, доступны личные кабинеты для продавцов и продумана интеграция с фулфилментом и доставкой — всё это на движке обычного маркетплейса. На этом этапе операционная команда клиента также подключилась к подбору ассортимента и настройке логистики внутри приложения.

Разработка

Второй важный стрим — разработка. Кроме red_mad_robot с банком работали другие партнёры, которые отвечали за технологическую основу контента и автоматизировали операционные процессы маркетплейса.

Мы не раз запускали проекты на других рынках, поэтому разработка сервиса для Казахстана не стала для нас барьером. В этом проекте челленджем оказались сжатые сроки, техническая реализации в связке с экосистемой банка и координация работы сразу нескольких команд.

Константин Колотов, директор по работе с финансовым сектором red_mad_robot

В совместных процессах наша задача заключалась в том, чтобы стать гарантом правильной работы всех компонентов продукта, включая коробочные системы, банковские и внешние сервисы, с которыми приходилось интегрироваться. И гарантировать, что эта связка будет эффективно работать и выдерживать нагрузки, а команда уложится в сроки. Так и случилось — над проектом работали параллельно пять технических команд. Среди особенностей можно выделить несколько фичей:

  1. Персонализация ленты стримов по балльной системе. Агрегирует и стриминг, и товары. Формируется на Backend под вкусы и интересы клиента в зависимости от того, какие теги он выбирает при попадании в приложение.
  2. Оплата в рассрочку равными долями по механике BNPL (buy now, pay later). Часть товаров можно купить в рассрочку — об этом сказано в карточке продукта. Для этого покупатель должен проходить по определённым лимитам: нет задолженности, на счету есть достаточная сумма по всем рассрочкам и она не превышает максимальных лимитов. После оформления покупатель проходит стадии скоринга на стороне банка и получает табличку с расписанием платежей четырьмя равными долями на определённое количество месяцев.
  3. FOMO-механика в продукте.

В основу работы над Backend приложения мы положили принцип надёжности и возможности дальнейшего масштабирования — приложение сделано с учётом плана по дальнейшей поддержке и разработке силами инхаус-команды. Также настроили мониторинг и логирование событий, которые позволяют обеспечивать оперативную поддержку, устранять ошибки и автоматически релизить новые версии за несколько минут с десятками проверок кода для исключения ошибок ещё на этапе сборки и поставки.

Вообще, кейс тестирования очень показательный. Во-первых, несмотря на сжатые сроки на старте, нам удалось выделить достаточно времени на настройку и автоматический деплой. Во-вторых, «насадили» культуру логирования и написания тестов. То есть потратили некоторое время, чтобы завести логи, а когда начали пилить новые фичи, они обрастали нужными логами и тестами. Плюс обучили QA, как работать с логами с помощью сквозного ID и понимать, где проблема, — у нас или в интеграции.

Сергей Ретивых, ведущий backend-разработчик red_mad_robot

Менеджмент проекта

В большинстве случаев мы заняли лидирующие позиции — управляли своими стримами, подключались и выстраивали работы на смежных технических блоках, а также руководили связкой из всех общих стримов. Параллельно разработке маркетплейса у клиента появилось юридическое лицо, СЕО и операционная команда. Ближе к релизу клиент начал найм управленцев и разработчиков в инхаус-команду. На этом этапе мы тоже помогали — проводили собеседования и онбордили новых людей.

В течение всего проекта мы отслеживали ключевые изменения в сроках и качестве работ проектных команд, которые влияли на целевой результат и успешный запуск продукта. Синхронизировали команды по мастер-плану, контролировали выполнение задач и своевременно принимали меры в случае угрозы срокам, бюджету или качеству.

Игорь Иванов, старший менеджер проектов red_mad_robot

Работу строили по принципам Agile — короткими ритмичными спринтами с постоянной синхронизацией участников. В каждом спринте запланировали регулярные встречи — ежедневные стендап-митинги, проектный штаб, архитектурный комитет — всё описали в отдельной карте.

<p><i>Карта встреч по проекту </i></p>

Карта встреч по проекту

Чтобы оперативно обмениваться актуальной информацией по проекту, организовали коммуникации между проектными командами. Для этих коммуникаций ввели общие правила: встречи, согласования, своевременную обратную связь.

В создании маркетплейса одновременно участвовало больше 50 человек. Чтобы не запутаться, собрали матрицу ролей и отразили ключевых участников со стороны каждой команды — их контакты, зоны ответственности и участие в регулярных встречах.

<i>Пример: матрица ролей участников проекта</i>
Пример: матрица ролей участников проекта

Когда в процессе работы меняются вводные, есть риск растянуть сроки, выпустить уже не актуальный продукт или не уложиться в бюджет. Поэтому важно было наладить процесс анализа предложенных изменений в проекте, будь то изменения конечного результата, бюджета, длительности или требований к качеству и составу участников.

Управление рисками

В этом блоке мы организовали работу таким образом, чтобы принимать и воплощать в жизнь решения, направленные на снижение рисков и устранение их последствий. Собирали информацию, анализировали и приоритизировали риски, формировали планы и организовали реагирование.

Мастер-план — основной инструмент управления организационно сложным проектом. В нём отражены все стримы работ, которые влияют на запуск продукта и нового бизнеса.

Задачи мастер-плана связаны между собой через зависимости. В итоге мы получаем критический путь проекта, который определяет дату запуска. Управление мастер-планом происходит на регулярных встречах проектного штаба — на них присутствуют руководители всех команд и стейкхолдеры проекта.

<i>Мастер-план проекта</i>
Мастер-план проекта

Когда на проекте много параллельных и зависимых между собой стримов работ, это порождает риски. Нам важно было видеть их с самого старта и иметь возможность управлять ими. Все потенциальные угрозы для проекта фиксировались в отдельной карте, где мы оценивали вероятность возникновения риска, степень его влияния и принимали решение, кто и что должен с ним сделать.

<i>Пример: карта рисков</i>
Пример: карта рисков

Овервью: ключевые показатели и планы на развитие

В декабре 2021 года мы начали поэтапно передавать продукт клиенту и выводить нашу команду из проекта. Особенно показательным стал период с декабря по январь — к тому времени в приложении зарегистрировалось 17 тысяч уникальных пользователей, а общая библиотека роликов увеличилась до 559 видео.

В качестве дальнейшего развития продукта наша команда предложила не только ориентироваться на B2C-сегмент, но и сфокусироваться на формировании B2B-опыта. В этом случае платформа могла бы полноценно вовлечь как покупателей (физических лиц), так и сторонние сервисы и мерчантов. Общую идею сформулировали как развитие единого сервиса, который позволил бы одним участникам продавать товары, вторым — их покупать, а третьим — участвовать в маркетинге. В этой модели банк смог бы занять позицию условного агрегатора, обеспечивающего финансовые сервисы.

Если было интересно читать то, что сгенерировали наши нейросети, посмотри также кейс о том, как мы помогли банку в Казахстане запустить нефинансовые сервисы для бизнеса.

А чтобы ничего не пропустить, следи за развитием цифры вместе с нами:

Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

3131
реклама
разместить
10 комментариев

Большое спасибо за статью!
Скажите пожалуйста, (если не секрет конечно же) как проходило ваше исследование и с помощью каких методов (видео созвон, гугл формы….)
Какой стимул был предоставлен интервьюируемым для прохождения исследования?

Заранее спасибо😊❤️

3

Ура! В Казахстане изобрели ТВ ШОП!

2

Вообще не понял, что за такое чудо приложение и где его скачать

2

Концепция тв-магазина. Сейчас по ТВ даже лекарства так продают, в прямом эфире с QR кодом оплаты на экране.

1

мне почему-то кажется, что тв магазины не так популярны, мне почему-то кажется, что число людей которые смотрят телевизор сократилось в разы

1

ой, видно, что хорошо постарались над статьёй

Если это про Vostok то приложение вообще не работает последний месяц а инста с лета не обновляется

Я не сноб. Просто собственник бизнеса. И мне очень интересен данный маркетплейс

Раскрывать всегда
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

2626
1010
22
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
реклама
разместить
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
3838
55
44
33
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
Реклама в Телеграм. Как буквы могут оставить вас без денег?

В погоне за дешёвым подписчиком, люди забывают, что количество не всегда равняется качеству

11
VK запустит аналог китайского мессенджера WeChat — с госуслугами и платёжной системой

Эксперты оценивают инвестиции в 1-2 млрд рублей.

Фото РБК 
100
121121
1414
55
22
11
Добавьте шагомер, заказ такси, погоду, коробку для валентинок и визитку
В Telegram Wallet добавили поддержку Ethereum, Solana, Dogecoin и других криптовалют

До этого кошелёк поддерживал только Toncoin и нативные токены блокчейна TON, а также USDT и биткоин.

Изображение Telegram Wallet
77
«Что делает с данными заказчик — мы не знаем и не хотим знать»: глава NtechLab — о смене акционеров, международном бизнесе, санкциях и обработке информации

Выжимка беседы Алексея Паламарчука с РБК.

Источник: РБК
55
22
11
11
ИИ в HR: хайп или новая реальность

Директор по персоналу arcsinus Мане Фаворская рассказывает о нюансах делегирования HR-задач нейросетям.

22
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

88
77
44
33
11
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Умер содиректор Samsung Electronics Хан Чон Хи — он проработал в компании 37 лет
2828
11
реклама
разместить
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

99
44
11
11
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
88
33
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
Обогнал рынок на 110%. Инвестировал 10 лет только в акции Сбера и Лукойла — что из этого вышло?

История, от которой у вас не проснётся желание инвестировать в акции российских компаний. Сберослав Лукошкин 10 лет покупал 50/50 только две акции на 100 000 в месяц, и в итоге обогнал рынок в два раза.

Обогнал рынок на 110%. Инвестировал 10 лет только в акции Сбера и Лукойла — что из этого вышло?
1717
11
[]