«День в стиле Ghibli»
Ручка в виде кредитки
Робот-скульптор
Huawei Pura X

Почему продавцы редко используют в продажах свой опыт покупателя? - часть 2

Первая часть статьи

Я благодарен Sasha Step за обсуждение этого вопроса (статья часть 1) и интересные мысли.

Назвать себя продавцом не значит стать им, продавец это много знаний, навыков и опыта при полном отсутствии мотивации.

Мало кто в детстве мечтал быть продавцом. Сегодня для 90% продавцов это вынужденная работа.

Хорошие продавцы не только не забывают свой потребительский опыт, но шлифуют его чуть ли не каждую покупку. К примеру оттачивают свою технику обработки возражений, на попавших к ним в руки несчастных продавцах консультантах, или специалистах сбербанка.

Sasha Step

Выделение в цитате мое.

Мы также обсуждали интересную идею, которая является одной из причин "забывчивости" продавцов.
В связи с появлением возможности онлайн-покупок сам процесс покупки изменился.
Если в режиме оффлайн беседа покупателя с продавцом может возникнуть и инициатором может быть или продавец, или покупатель, то в формате онлайн эта возможность отсутствует.

Процесс покупки онлайн сводится к следующим шагам:

  • нашел маркет-плейс/интернет-магазин
  • выбрал продукт, который хочешь купить
  • заказал
  • оплатил
  • ждешь доставку или сам идешь в пункт доставки

В голове покупателя формируется осознание того, что весь процесс продажи заключается в самостоятельном выборе продукта, его заказе и оплате.

Когда этот покупатель становится продавцом, то этот процесс продажи уже зафиксирован в его голове.Вернувшись к роли продавца, он автоматически переносит его в формат живого взаимодействия с потенциальным покупателем.

В итоге итоге возникает уверенность, что покупатель сам знает, что ему нужно.

Дополнительные причины "забывчивости":

  • Зачем задавать вопросы? Если покупателю нужно, спросит сам
  • Если пришел в магазин, значит знает, что ему нужно
  • Задавать вопросы труднее, чем на них отвечать
  • Отсутствует понимание того, о чем нужно спрашивать покупателя
  • В обучении продавцов больше времени уделяют характеристикам продуктов и работе с возражениями

Свежий пример.

Знакомый попросил помочь выбрать пылесос. Мы пришли в магазин. Продавец был дружелюбен и проявил готовность ответить на наши многочисленные вопросы. Он дал исчерпывающую информацию по техническим характеристикам имеющихся моделей.
В итоге пылесос был куплен. Коллега был доволен.

Любопытный момент.
"Активировать" продавца, чтобы получить доступ к его знаниям, мне пришлось самому.

В нашем обсуждении он стал ведомым, а вполне мог стать ведущим.

Каждый раз, когда мы хотим что-то купить, одним из триггеров покупки является текущая ситуация.

Покупка должна помочь изменить текущую ситуацию в лучшую сторону.

На мой взгляд, одна из стартовых задач продавца после установления контакта выяснить ситуацию, в которой будет использоваться покупка.

Тем более, если продавец вспомнит свой опыт покупателя, то обнаружит, что его собственная ситуация повлияла на его выбор покупки.

Возможные действия продавца в описанном выше примере.

  • установить контакт
  • привести к тому месту, где выставлены разные пылесосы
  • спросить, есть ли представление о том, какой именно пылесос нужен?
  • уточнить ситуацию, в которой пылесос будет использоваться
  • узнать, если есть сейчас пылесос и что не устраивает в нем самом или качестве уборки
  • какие есть обязательные требования к выбранной модели
  • дальше предложить несколько вариантов и помочь сделать выбор

В конечном итоге наш диалог при покупке пылесоса сложился.

Только мне хотелось, чтобы продавец:

  • Вспомнил, что такое быть покупателем на своем опыте
  • Сам вел наш диалог, помогая нам выбрать решение ( в виде пылесоса)
33
2 комментария

Александр вы снова пытаетесь натянуть старую мышь на новый глобус. Вы снова пытаетесь донести до нас что путь к повышению продаж лежит через повышение экспертизы продавцов. Нам об этом говорит и наш Российский 30 летний опыт и 100 летний зарубежный.

При царе горохе были два вида продавцов, продавец уровня бог, который мог снег продать зимой, и все остальные. Во главу ставились личные коммуникационные способности, талант если хотите.

Бизнес гонялся за этими богами, целовал их в разные полужопия, и воровал друг у друга. Но богов на всех не хватало. И бизнес придумал решение.

Учить все остальных, выводя их знаниями навыками и опытом если не на уровень бог, то очень высоко. На это ушло очень много бабла. Все было замечательно пока не появился интернет.

Как только появился интернет вся система рухнула к чертовой матери.
Продавцы уровня бог узнали (из интернет) что свой бизнес можно построить ТОЛЬКО на умении продавать, без вложений, без производства, и ушли в предприниматели.

Обученные продавцы подумали а чегой то я должен работать в ИП Суходиршева, если хорошего удаленного продавца любой крупный федеральный бизнес возьмет с радостью? Потихоньку все хорошие продавцы мигрировали в крупный бизнес.

Чего осталось?
Продавцы бог = предприниматели
Продавцы мидл = в большом бизнесе, часть стали ропами и коммерческими или инофыганами.
Продавцы джуны = скачут по окладам, поработал полгода за 50 шт, о вот вакансия за 100, поработал вот 150.

Отсюда вопрос пьяного матроса из зала, а нахрена тогда бизнесу тратить свои бабки на повышение экспертизы продавцов если все они все равно рано или поздно свалят?

Бизнес нашел решение этой проблемы, сейчас в современных компаниях упор не на повышение экспертизы продавцов (что можно заменить по устаревшим программам обучения), а на оптимизацию и развитие современных СИСТЕМ продаж, где продавец тальков винтик, который легко заменяется.

Лидогенерация, прогревы, экспертные продажи, пресейлы вот инструменты современных систем.

1

Sasha Step, спасибо за развернутый комментарий
Очень интересная классификация - мне понравилась!
"Александр вы снова пытаетесь натянуть старую мышь на новый глобус"

Да, глобус во многом изменился.
Появились новые территории (интернет-магазины, маркет-плейсы) и развитая система продвижения в Интернете. Собственно Интернет и стал тем фактором, который привел к созданию новых территорий.

Однако надеюсь, что остались еще бизнесы, в которых квалификация продавца, как эксперта, значима для развития бизнеса.
И поэтому эти бизнесы способны привлечь и удержать таких продавцов.

1
Трамп помиловал основателя разработчика электрогрузовиков Nikola Тревора Милтона

В феврале 2025 года компания, капитализация которой на пике достигала $29 млрд, подала на банкротство.

11
11
11
«Если честно — *********»: создатель «Глаза Бога» рассказал, что закрыл Telegram-бота «до момента, пока не станет понятно, можно ли возобновить работу»
2323
55
11
Он так и не понял, что занимается незаконной деятельностью, даже в случае когда это "официальный" запрос.
3D-визуализаторы: почему за ними охотится каждый бизнес

Представим ситуацию: клиент уже видит ваш товар до того, как вы его создали. Он детально изучает каждый элемент, пробует взаимодействие с продуктом и… тянется за кредитной картой. Звучит как фантазия? Вовсе нет! Это реальность, которую творят специалисты по 3D-визуализации. И предприниматели готовы щедро оплачивать такие услуги.

3D-визуализаторы: почему за ними охотится каждый бизнес
«Точка» представила бесплатный сервис для создания интернет-магазинов с эквайрингом и доставкой

Пока он доступен клиентам банка, в будущем доступ планируют открыть всем.

Пример витрины. Источник: «Точка»
3131
55
"F* you Маркетплейс" надо было слоган сделать
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
3333
2323
55
44
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
Мой бизнес умер за неделю: Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода

Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про каналы — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день

Мой бизнес умер за неделю: Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода
1212
11
Как стать застройщиком в 2025 году? Кто такой GR в коммерческой недвижимости и почему без него не обойтись?

Девелопмент — это не просто возведение зданий, а комплексный процесс, включающий юридические, финансовые и административные аспекты. Ключ к успешному строительному проекту — не только выбор подрядчиков и грамотное проектирование, но и своевременное получение всех необходимых разрешений. Ошибки на этом этапе могут привести к затягиванию сроков и фин…

Кто такой GR в коммерческой недвижимости и почему без него не обойтись?
Феномен BYD. Как китайский профессор вырастил автомобильного монстра

За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.

Бывший инженер из Пекинского университета Вань Чуаньфу презентует очередную партию своих моделей на разный вкус, цвет и кошелек (ну ладно, цвет тут один). Кстати, машина посередине с откидными дверями вам ничего не напоминает? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-companies-2023%2F6284873%2Fbyd-titan%2F&postId=1890459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>Оригинальное фото тут</i></a>, спасиб
3939
1111
44
22
11
11
SoftBank собрался вложить до $1 трлн в разработку ИИ в США — Nikkei

В январе 2025 года OpenAI, Oracle и SoftBank создали компанию Stargate для строительства дата-центров в стране.

44
реклама
разместить
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
2121
77
22
Господи, как же задолбали 😡
ФАС запросила у интернет-провайдеров информацию о препятствовании доступу в дома застройщика ПИК

В случае выявления нарушений, служба «примет меры».

2121
88
Вот это новость. Всегда был монопольный провайдер в ЖК пика, самолёта и пр и жильцы жаловались на это, а тут вдруг ФАС спохватился что оказывается есть такая практика!
«Наша структура — блокчейн в ритейле»: менеджер дискаунтера «Светофор» — об управлении, проверках и конкуренции

Несколько тезисов из интервью РБК с главой сети в Центральном федеральном округе Еленой Захаренко.

Захаренко. Источник фото: РБК
1515
66
44
- Мы торгуем фальсификатом, самым дешевым говном какое можем найти, нарушаем условия хранения, не платим налоги и кидаем поставщиков - Простите, что?... - Я говорю у нас блокчейн в ритейле