Эволюция и забота о пользователях: как Whoosh провел комплексный редизайн

Whoosh — лидер среди сервисов микромобильности в России — обновил стиль впервые за пять лет. Компания, как и сама индустрия, развивалась стремительно, и визуальный язык не успевал меняться так же быстро. Наконец, стало ясно, что бренду нужно «обновиться». Но он нуждался не в революции, а эволюции: смене формы без потери содержания, без изменения привычных сценариев и функций. При этом изменения коснулись всего: айдентики, UX/UI, и, самое главное, внутренних рабочих процессов. Рассказываем, что изменилось и как проходил редизайн.

Эволюция и забота о пользователях: как Whoosh провел комплексный редизайн

С чего все начиналось?

Долгое время в Whoosh не было ресурсов на улучшение внешнего вида приложения. Дизайнеры на аутсорсе делали упор на UX-сценарии, но вскоре стало понятно, что работа должна быть комплексной: улучшать UX в отрыве от UI нерационально. К тому же фирменный стиль, созданный на старте, несколько устарел — становилось все сложнее адаптировать его под нужды продукта.

Эволюция и забота о пользователях: как Whoosh провел комплексный редизайн

В июле 2022 года Whoosh провел стратегическую сессию, на которой оценили собственный продукт, сильные и слабые стороны дизайна. В итоге решили обновить визуальный язык и структурировать дизайн бренда.

У нас был хороший UX — мощный функционал сервиса был удобен, а бренд — хорошо узнаваем. Но весь брендбук состоял из лого, шрифта, трех полос и трех цветов. Надо было доработать полноценное оформление бренда, добавить детали, связать их между собой. Уже к новому сезону мы хотели выйти с редизайном приложения и приняли сложное решение запаралелить эти процессы. На стратсессии мы проанализировали, какие пользовательские сценарии у нас понятны и работают отлично, а какие – «поломаны» и требуют правок. В итоге мы сформулировали принципы желаемого дизайна для нашего бренда: удобный UX, современный и эмоциональный UI, хорошие тексты в солидной типографике, узнаваемые элементы стиля, минимализм. Чтобы этого достичь, мы подключили все смежные процессы. Так началась работа по редизайну и обновлению бренда Whoosh.

Елена Лактионова
директор по развитию продукта Whoosh

Направления работы: брендинг, UX/UI, дизайн-процесс

Мы поняли, что проблемы не только в дизайне приложения, но и в брендинге в целом. Чтобы освежить дизайн, нужно было переосмыслить брендинг комплексно и привести его к единому виду. Ранее визуальный язык приложения, рекламных материалов и внутренней бизнес-коммуникации сильно отличались. Обновленный брендинг должен был коснуться всех направлений работы компании: маркетинга, бизнеса, управления, коммуникации и внутренних процессов.

Эволюция и забота о пользователях: как Whoosh провел комплексный редизайн

Цель: эволюция, улучшение, пересборка бренда без кардинальных изменений для пользователя. Не создаем новый бренд, а улучшаем существующий.

Основные «боли» Whoosh можно разделить на три направления: UX и UI, брендинг и дизайн-процесс. Ребрендингом занималось агентство «Щука», а задачи по UX/UI и организации процессов компания выполняла in-house. Работа над визуальным и техническим обновлением бренда и приложения шла параллельно, чтобы успеть к летнему пику активности сервиса.

Компания разделила задачи на три направления:

1. Брендинг

  • Создать смысловую базу бренда и гайдлайны.

  • Упорядочить и освежить элементы айдентики, сохранив преемственность бренда.

2. UX/UI

  • Обновить и улучшить основные сценарии — сделать их более удобными и быстрыми, исправить недочеты.

  • Сделать дизайн более универсальным и гибким, создать пространство для изменений и экспериментов, оставаясь в единой стилистике.

  • Освежить визуальный стиль, запустить полноценную темную тему.

3. Дизайн-процесс

  • Переосмыслить интерфейс и создать дизайн-систему, все элементы которой реализованы в коде.

  • Удобно организовать, систематизировать и описать все макеты, элементы и материалы.

  • Сформировать стратегию развития дизайн-направления.

Главные задачи состояли в обновлении визуальной айдентики с сохранением преемственности через логотипы и желтый цвет, а также в освежении дизайн-системы, создании эмоциональной связи с пользователем и смысловой базы для коммуникации.

Дмитрий Тимофеев
Дизайнер продукта Whoosh

Брендинг: технологичность и наполненность

В основу нового фирменного стиля легли принципы технологичности, заботы, строгости и «человекоцентричности» продукта. Новый слоган бренда — «Whoosh для большего» — обратил внимание на его масштаб, на процессы, которые стоят за привычным пользователю комфортом, и на новые направления деятельности.

Лейт-элементом новой айдентики стала желтая полоса, пришедшая на смену трем красным линиям. Она напоминает платформу самоката, символизирует движение и поддержу пользователя, используется как акцент в коммуникации. Простая и узнаваемая деталь вызывает ассоциации с брендом даже без названия и логотипа.

Логотип Whoosh также был обновлен, при этом некардинально. Полоса и логотип стали взаимозаменяемыми элементами единой айдентики.

В палитре бренда сохранилась преемственность, но контрастность цветов стала ниже, чтобы смягчить сочетания. Цветов стало больше — расширенный диапазон позволяет настраивать и акцентировать сообщения в зависимости от типа коммуникации.

UX/UI: ясность и лаконичность

Привычное всем приложение Whoosh ощущалось устаревшим, а интерфейс не отвечал запросам современных пользователей. Например, некоторые экраны были доступны только в светлом варианте, не было проработанной «темной темы», тренда последних лет.

Основные сценарии, такие как авторизация пользователя, старт, бронь и завершение поездки были осложнены лишними шагами и выполнялись дольше, чем могли бы. Команда поставила задачу упростить и облегчить эти сценарии, чтобы не терять пользователя ни на одном из этапов.

К дизайну приложения подошли критически и систематически. Важно было не просто устранить мелкие недочеты, а убрать перегруженность и адаптировать дизайн под новые функции. Они должны внедряться быстро и аккуратно, поскольку релизы выкатывают сразу на большую аудиторию. Шрифт Montserrat плохо подходил под задачи: некоторые буквы похожи до степени смешения, текст мелким кеглем плохо читается. К тому же этот шрифт давно стал моветоном и признаком отсутствия индивидуальности.

Мы стремились к функциональности и уникальности — наше приложение должно было отличаться от других на рынке. После множества итераций мы пришли к гибкому дизайну, который выглядит необычно и привлекательно. Акцентом стала желтая кнопка, с помощью которой открывается окно сканирования QR-кода на самокате.

Дмитрий Тимофеев
Дизайнер продукта Whoosh

Облик желтой кнопки: итоговый вариант

В Whoosh полностью пересмотрели навигацию и архитектуру приложения. Карту очистили от лишнего шума, а в нижней панели разместили основные разделы. Этот прием позволяет легко добавлять новые функции и расширять возможности приложения.

Эволюция и забота о пользователях: как Whoosh провел комплексный редизайн

Дизайнеры использовали более дружелюбный стиль: мягкие формы, скругления, аккуратный визуал и другие приемы, чтобы создать органичный, удобный и приятный глазу интерфейс.

Шрифт тоже обновили: устаревший Montserrat заменили на более привлекательные Nekst и TT Interphases.

Работа креативной команды была направлена на создание удобного, функционального и привлекательного приложения. Например, мы многое поменяли в подписках: сделали их более понятными, отображение абонементов юзерам и их работа внутри сервиса стали более гибкими.

Алена Янцевинова
Менеджер по продукту Whoosh

Пространство приложения оптимизировали. Ранее карточка устройства была перегруженной — она не оставляла места для основного контента и затрудняла добавление новых тарифов или функций. Собрав обратную связь от команды поддержки, которая day-by-day помогает пользователям, Whoosh добавил в карточку базовые инструкции для новичков. Например, о депозите и старте поездки.

<i>Упрощенная и обновленная карточка поездки</i>
Упрощенная и обновленная карточка поездки

Возможности карточки тоже расширили: появилось место для размещения новых тарифов, индикаторы бронирования, детали поездки, финансовая информация, включая промокоды и депозит. Теперь пользователи могут управлять настройками поездки прямо из карточки: например, менять скорость и режим. Все эти изменения облегчают использование приложения — делают его интуитивно понятным.

Бронирование стало проще: опция доступна с первого шага, карточка брони структурирована и понятна. Также появился таймер и моментальный способ завершить бронь.

Тарифы теперь представлены наглядно, с четким разделением между активными и неактивными. Пользователи в реальном времени видят стоимость поездки, детали депозита и тарификации.

<i>Бронирование раньше и сейчас</i>
Бронирование раньше и сейчас

Изменилась страница авторизации — из нее убрали лишние элементы и запросы, замедлявшие вход в приложение. Также команда переработала и ускорила процесс сканирования кодов: теперь пользователь сразу видит карточку с условиями поездки и может согласиться с ними или отказаться от них.

<i>Регистрация раньше и сейчас</i>
Регистрация раньше и сейчас

После определения стиля и направления началась работа над переработкой сценариев. Изначально планировалось редизайнить только основной функционал, но в итоге было затронуто все приложение. В процессе работы было потрачено много времени на поиск своего собственного "я", определение индивидуальных особенностей бренда.

Алена Ващенко
Дизайнер продукта Whoosh

В каждом сценарии мы убрали дополнительные шаги и сделали процесс аренды самокатов более простым и понятным. Главная цель — не мешать пользователю решать главную задачу: быстро и легко доехать от точки А в точку Б. Приложение не ставит препятствия пользователю, он не должен задумываться о следующем шаге — интерфейс и архитектура приложения должны быть интуитивно доступными.

Алена Янцевинова
Менеджер по продукту Whoosh

Сотни макетов и устранение хаоса: дизайн-процесс

Многие проблемы внутренних дизайн-процессов возникли из-за отсутствия общей стратегии развития дизайна на раннем этапе развития компании — подрядчики решали текущие задачи, не уделяя достаточное внимание стратегии. Макеты не были рассортированы, а иногда они дублировались. При этом они не покрывали продукт полностью — некоторых «экранов» не хватало. Создать сильную и подробную дизайн-систему нужно было основательно, пересобрав UI Kit.

Команда дизайнеров Whoosh значительно улучшила систему документации и организации макетов: их пронумеровали, между ними установили структурные связи, а также автоматизировали их модификацию и прописали все состояния для каждого экрана и кейса.

<i>Дизайн-система раньше и сейчас</i>
Дизайн-система раньше и сейчас

Пришлось пересобрать более 520 макетов и создать более 30 флоу. Все это уместили в 23 раздела дизайн-системы, которая позволяет быстро и гибко работать с актуальными элементами. Некоторые разделы — магазин, маршрут и школа вождения — еще только готовят к запуску.

Теперь у нас установлены структурные связи, и процесс изменения макетов автоматизирован. Мы можем менять элементы в одном месте, и они изменятся одновременно во всех макетах. Все состояния элементов прорисованы и структурированы. Главное — теперь мы можем гибко вносить изменения и все элементы системы остаются актуальными.

Алена Ващенко
Дизайнер продукта Whoosh

Результаты проекта

Обновление — закономерное следствие роста компании, насчитывающей 17 млн клиентов и вышедшей на IPO в 2022 году. Приложение — ключевая площадка взаимодействия с пользователями, она должна отвечать высоким запросам: быть красивой, быстрой, понятной и удобной. Самокаты как транспорт должны быть простыми в использовании.

Новый визуальный стиль Whoosh адаптирован ко всем продуктам и сервисам компании — самокатам и велосипедам, мобильному приложению, наружной и digital-коммуникации, магазину Whoosh.

<i>Рекламные материалы раньше: нет единого стиля, разные элементы и акценты</i>
Рекламные материалы раньше: нет единого стиля, разные элементы и акценты

В этом сезоне компания собирает данные об эффективности новых функций и обратную связь от пользователей. Но уже сейчас виден прирост оплаты поездок на 5–8%.

Мы хотим максимально учесть фидбэк и определить важность этих изменений для пользователей. Редизайн — это всегда стресс, нечто новое и непривычное, но после адаптационного периода мы можем получить очень конструктивные отзывы.

Наша команда была небольшой: всего два дизайнера и продакт-менеджер Алена. Все участники проекта были максимально вовлечены в процесс. Несмотря на большой объем и взаимосвязанные задачи, мы успешно представили обновленный продукт и остались довольны результатом. Апдейт интерфейса был созвучен обновлению бренда: минимализм, чистота интерфейса при этом узнаваемые и акцентные элементы — мы сохранили свою желтую кнопку, подобрали созвучный нам акцентный шрифт, который сочетается со спокойным интерфейсным, проработали новую стилистику иллюстраций. Мы уже видим положительную динамику в воронках и, судя по глубинным интервью, проведенным сразу после выпуска редизайна, с задачей мы справились. Но не стоит рассматривать это обновление как разовое. Мы постоянно собираем обратную связь от пользователей и смотрим на объективные данные. Будем и дальше с каждым релизом развивать UX и UI.

Елена Лактионова
Директор по развитию продукта Whoosh

В будущем в приложение планируют добавить еще больше функционала, улучшить поиск конечного адреса и навигацию. В разработке находятся принципиально новые разделы, например, школа вождения. Команда рассчитывает создать удобное и эстетичное приложение, учитывающее потребности и предпочтения пользователей.

1313
6 комментариев

Все это конечно интересно. Но функцию бронирования второго самоката по карте а не по QR коду вы так и не добавили. Кейс: хочу с друзьями/женой покататься. Берем самокат в котором заряда больше всего. Затем нажимаем "взять еще"... и включается камера. Перебирать по QR кодам близстоящие самокаты и отменять? Пока единственный вариант – это смотреть заряд с телефона друга/жены, запоминать номер и бронировать его уже по QR коду.
Писал в саппорт: issue утонуло в черной дыре 😁

Приехали в отпуск в другой город, ваших самокатов там нет, приложение тупо не запускалось. Висело "11/12". Посмотреть по геолокации город и написать "в Энске самокаты не поддерживаются" вам что не позволило? 😉 В саппорте обещали починить баг. 😁

2
Ответить

Я правильно понял, раньше в рекламных материалах дизайнеры выкладывались в коллажах, совмещая обтравки, и рисовали сложные комплексные иллюстрации. А сейчас они добавляют прямоугольное фото в макет. Время на разработку макетов и стоимость вы уменьшили, да. Но сам фирменный стиль стал слабее, чем был до этого. Это уровень ноунейм компании, которая копирует фото из интернета и вставляет как есть в макет. Если это эволюция, то только назад.

2
Ответить

вчера воспользовался, стало намного удобнее чем было!

1
Ответить

Предприниматели из Whoosh - в вашей организации практикуется произвол в виде выписывания штрафа за технические проблемы с геолокацией точки парковки. Она может плавать, как вам захочется прямо в реальном времени. Требую вернуть т.н. "штраф" и поработать с некомпетентной поддержкой!

Ответить

При этом в поддержке пытаются игнорировать фото, по которому завершили поездку в ручном режиме. И конечно же классика "Сейчас на поддержку высокая нагрузка... бла бла"

1
Ответить

Кратко, суть - Упростили, стали быстрей делать. Выглядеть лучше не стало, но старались

Ответить