Как построить систему обучения в компании: 8 кейсов
Компании, которые инвестируют в развитие команды, зарабатывают больше и растут быстрее. Согласно исследованиям, доход компаний с эффективными программами обучения увеличивается на 20%. Построить корпоративную систему обучения можно в 7 шагов. Для этого нужно:
- Определить цели и задачи обучения.
- Понять, чему нужно обучать сотрудников.
- Узнать пожелания команды.
- Выбрать оптимальный формат.
- Составить содержание программы.
- Запустить обучение сотрудников.
- Проанализировать итоги.
Именно так и делают наши клиенты. Собрали 8 вдохновляющих историй, которые докажут, что инвестиции в обучение сотрудников не только окупаются, но и приносят ощутимые результаты. Из статьи вы узнаете, как передовые компании из различных отраслей используют инновационные методы и технологии для создания сильных и компетентных команд.
На связи команда iSpring. Это двадцать шестая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.
Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.
Другие статьи📓:
1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников
2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов
3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке
4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов
5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS
6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога
7. 12 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала
8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR
9. Обзор системы Moodle: как использовать в России
10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний
11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков
12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов
13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях
14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы
15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов
16. Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
17. Тренды корпоративного обучения в 2024 году
18. Рескиллинг и апскиллинг: что это в корпоративном обучении
19. 10 современных методов обучения персонала
20. 7 лучших систем тестирования персонала
21. Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство
22. Андрагогика в действии: как эффективно обучать взрослый мозг
24. Удалённое обучение сотрудников: 5 шагов для запуска
25. Управление знаниями в компании: преимущества, создание системы и её внедрение
KazanExpress — диалоговые тренажёры
Что за компания. KazanExpress — маркетплейс из Татарстана, который за четыре года из небольшого стартапа разросся до компании со штатом в 4000 человек.
Какая была цель обучения. На старте обучением сотрудников занимались сами владельцы компании и партнёры, которые открывали пункты выдачи заказов. Но теперь KazanExpress работает уже больше, чем в сотне городов. Часто новые пункты открываются в городах, где нет ни одного сотрудника, и новичка некому обучать. Так в компании поняли, что пора вводить дистанционное обучение.
Какой формат курсов используют. В компании используют диалоговые тренажёры, в которых стажёры прорабатывают разные ситуации. Например, человек пришёл возвращать товар, а этот товар нужно отправить на экспертизу. Клиент может разозлиться, когда узнает, что он не сразу получит деньги назад.
Каких результатов достигли. Всё время, пока стажёр проходит обучение, с ним общается наставник. Если стажёр — единственный сотрудник KazanExpress в своём городе, то с наставником он связывается дистанционно. После трёх дней обучения стажёр проходит итоговое тестирование на платформе iSpring и выходит на работу — а наставник ещё месяц продолжает ему помогать. Такой формат работы помог увеличить эффективность новичков.
Cozy Home — видеокурс
Что за компания. Торговая сеть Cozy Home вышла на российский рынок в 2015 году с постельным бельём, домашней одеждой и декором для дома. Сейчас сеть насчитывает 62 магазина в 24 городах России.
Какая была цель обучения. Раньше обучение в компании проводилось при помощи выездных мастер-классов. Но с ростом сети штатный тренер больше не успевал объезжать все магазины компании — тогда мастер-классы заменили онлайн-курсами.
Какой формат курсов используют. Чтобы новичкам было легче освоить информацию, в компании реализовали её в виде коротких видеороликов. Экспертами выступили опытные продавцы Cozy Home, а ролики смонтировали в iSpring Suite. В курсе разобрали все этапы продаж: от установки контакта до завершения сделки.
Каких результатов достигли. Все продавцы сети Cozy Home в первый месяц работы изучают ассортимент магазина и осваивают техники продаж. Это напрямую сказывается на финансовых результатах компании — план продаж стабильно перевыполняется на 4-6%. Также в компании на 42% снизилась текучка — на это повлияло ускорение процесса адаптации.
«ВкусВилл» — микрокурс
Что за компания. «ВкусВилл» — это крупная сеть из 1300+ магазинов в 56 городах. В компании трудится более 15000 сотрудников.
Какая была цель обучения. Человечность и живые контакты — важный элемент ДНК бренда, и долгое время обучение новых членов команды проходило в офлайне. Но с началом пандемии возникла необходимость изменить подход.
Какой формат курсов используют. Преимущественно короткие микрокурсы, с помощью которых сотрудники учатся полезным навыкам. Чтобы они были действительно эффективными, в компании стараются показать, чем будет полезен каждый новый навык.
Например, курс по допродажам называется «Как я купила айфон, увеличив средний чек». Зарплата каждого сотрудника состоит не только из окладной части, есть ещё и процент от выручки магазина. Курс объясняет сотруднику, из чего складывается выручка магазина, как можно на неё повлиять и заработать больше.
Каких результатов достигли. Онлайн-обучение позволило компании сохранить «душевность» и обучить стремительно растущий штат сотрудников без дополнительных затрат. В итоге количество обращений клиентов, связанных с качеством сервиса, снизилось на 17%.
«Эконика» — онлайн-тесты для аттестации
Что за компания. Сеть обувных магазинов, в которой на конец 2020 года было открыто 122 торговые точки: от Калининграда до Южно-Сахалинска. В розничной сети работают более 1000 сотрудников.
Какая была цель обучения. Сотрудников сети нужно регулярно обучать, но тренинги в регионах — это долго и дорого. Например, поездка во Владивосток займёт неделю и обойдётся в полмиллиона рублей. Два года назад компании стало очевидно: пора учить сотрудников онлайн. В идеале — через смартфоны, т.к. компьютеров на рабочем месте у продавцов нет, а обучающий контент всегда должен быть под рукой.
Какой формат курсов используют. В компании создают универсальные курсы, в которых используют фото, видео, тренажёры и другие форматы контента. Но основной упор в «Эконике» делают на тестах. Чтобы результаты тестов были максимально достоверными, команда разработала большой перечень вопросов — каждому достаются свои, а шанс повтора минимален.
Каких результатов достигли. Благодаря новому подходу стоимость обучения сократилась примерно на 40%, а период адаптации сократился на треть — с 12 до 8 недель.
«НОВЭКС» — обучение продавцов онлайн
Что за компания. «НОВЭКС» — это оптово-розничный холдинг и крупнейшая за Уралом сеть по торговле косметикой, парфюмерией, бытовой химией и товарами для дома.
Какая была цель обучения. В штате компании больше 3000 сотрудников, которых необходимо постоянно обучать, т.к. рынок и бизнес-процессы меняются и регулярно появляются новые товары. Сейчас их больше 22 000, и продавцы обязаны досконально знать каждый. До 2018 года сотрудников учили очно, но это отнимало много времени, и магазины медленно выходили на плановые показатели по продажам.
Какой формат курсов используют. Сейчас продавцов обучают онлайн. Прежде чем выйти в магазин, новички объясняют виртуальным покупателям преимущества корейской косметики или помогают выбрать керамический нож. Такие ситуации создают при помощи диалоговых тренажёров, которые моделируют разговор с реальным клиентом. Тренажёр учит грамотно отвечать на вопросы и работать с возражениями без риска обидеть клиента и сорвать сделку.
Кроме тренажёров в первый месяц новички знакомятся с торговыми марками, программой лояльности и стандартами работы. Электронные курсы также содержат справочные карточки о брендах и вопросы на знание основных свойств товаров, которые помогают лучше презентовать продукт покупателю и быстрее закрыть сделку.
Каких результатов достигли. После внедрения онлайн-курсов средний чек увеличился на 6,56%. Показатель тайного покупателя также улучшился.
«ЦВТ Спектр» — смешанное обучение
Что за компания. Центр встраиваемой техники с собственным производством и салонами по продаже мебели. В 2011 году в ГК ЦВТ открыли компьютерный класс, чтобы обучать будущих дизайнеров. Постепенно он превратился в Учебный центр.
Какая была цель обучения. В компании практикуют индивидуальный подход. Клиенту не просто показывают модели, но и помогают придумать удобный и красивый интерьер. Получается, что сотрудники компании — это не только продавцы, но ещё и дизайнеры, инженеры, сантехники, электрики. Чтобы обучить такого многофункционального специалиста, нужна качественная и продуманная образовательная программа.
Какой формат курсов используют. Новую систему обучения ввели в 2020 году. Для сотрудников выстроили многоступенчатую систему обучения и адаптации. Сделать её решили смешанной: часть занятий проходят очно, а часть — на платформе дистанционного обучения. Новых сотрудников подключают к онлайн-траектории «Новичок»: там рассказывают о продукте, о требованиях к сотруднику и правилах, которые надо соблюдать на рабочем месте. В салоне стажёр вместе с наставником выполняет практические задания и параллельно проходит онлайн-курсы: знакомится с техникой продаж, учится работать в специализированных компьютерных программах.
Каких результатов достигли. За прошлый год в компании провели 1037 обучающих мероприятий. С тех пор как ввели новую систему обучения, адаптация новичков ускорилась в несколько раз, а обороты компании увеличились вдвое.
Маркет «Да!» — короткие видеокурсы
Что за компания. Маркет «Да!» — это сеть магазинов, которая предлагает свежие и качественные продукты по доступным ценам. Сейчас у компании 165 торговых точек в Центральном федеральном округе.
Какая была цель обучения. Успешный ритейл — это хорошо обученный персонал. Сотрудникам магазинов нужно знать ассортимент, запоминать коды продуктов, уметь раскладывать товар и поддерживать порядок. Многие из них выбирают ритейл как временную или сезонную работу, поэтому текучка кадров в магазинах обычно большая, а новичков приходится обучать постоянно. При этом у сотрудников не очень много времени на обучение: работа тяжёлая, весь день приходится проводить на ногах, а покупатели приходят постоянно — с момента открытия магазина до самого вечера. Компании нужен был простой и эффективный способ адаптировать новичков и давать актуальную информацию опытным сотрудникам так, чтобы не перегружать их знаниями и не отвлекать от работы надолго.
Какой формат курсов используют. Большинство уроков доступны в видеоформате. Ролики длятся по несколько минут, чтобы можно было быстро посмотреть одну запись, запомнить все действия и повторить.
Каких результатов достигли. Сотрудники говорят, что работать стало удобнее — теперь у каждого из них в кармане есть база нужной информации. Продавцы регулярно проходят курсы, лучше запоминают информацию, а на очных тренингах отрабатывают навыки на практике.
«ПартКом» — база знаний
Что за компания. В 2004 году компания «ПартКом» была небольшим стартапом по продаже автозапчастей для иномарок. Теперь она поставляет товары 300 брендов в 39 регионов России. Сейчас в компании работают 2000 сотрудников.
Какая была цель обучения. «ПартКом» занимается B2B-продажами и работает в рознице. Компания обеспечила запасы автозапчастей в регионах и благодаря собственной логистике наладила своевременные поставки. Налаживать дистрибуцию и растить бизнес помогают менеджеры по продажам — именно они устанавливают связи с новыми партнёрами и продвигают новые бренды на российском рынке. Чтобы это делать, им нужно хорошо ориентироваться в запчастях, компаниях и характеристиках товаров, а значит — постоянно обучаться.
Какой формат курсов используют. Компания сделала большую базу знаний, в которой содержится 120 курсов. Ежемесячно порталом пользуется 300–600 сотрудников разных специальностей. Всего на платформе зарегистрирована 1000 пользователей.
Каких результатов достигли. Каждый новичок проходит общую траекторию: знакомится с «ПартКом», узнаёт о правилах информационной безопасности, изучает основной софт, разбирается в устройстве автомобиля. Дальше сотрудник проходит специализированную траекторию в зависимости от должности. Новый подход к обучению помог сократить время, которое сотрудники тратят на погружение в тему.
Система обучения в компании: что нужно запомнить
Эффективное корпоративное обучение — это не просто тренд, а инструмент, который позволяет бизнесу достигать новых высот в конкурентной среде.
Кейсы известных компаний доказывают, что системы обучения можно использовать в любых отраслях — от ритейла до производства.
Обучение сотрудников помогает не только прокачивать их навыки, но и растить ключевые показатели бизнеса: повышать производительность, улучшать качество обслуживания, увеличивать прибыль.
Читать по теме:
iSpring Suite и iSpring Learn: эффективное решение для онлайн-обучения и тестирования сотрудников
Все компании из описанных выше кейсов используют в корпоративном обучении iSpring Suite и iSpring Learn. Вот какие возможности открывает использование этих продуктов iSpring.
Создание качественных учебных материалов. iSpring Suite позволяет создавать интерактивные курсы и тренажёры без глубоких знаний в программировании. Такие компании как Cozy Home используют iSpring Suite, чтобы заменить традиционные выездные мастер-классы на интересные и эффективные обучающие онлайн-программы. Это позволяет стандартизировать процесс обучения и обеспечить равномерное качество знаний среди всех сотрудников.
Адаптация под нужды бизнеса. Компании вроде «НОВЭКС» и «ВкусВилл», которые работают в динамичных и быстро меняющихся условиях, с помощью iSpring Suite успешно внедряют микрокурсы и диалоговые тренажёры. Это помогает быстро адаптировать обучение под текущие потребности бизнеса и оперативно реагировать на изменения рынка.
Простота тестирования и оценки знаний. Система тестирования, встроенная в iSpring Suite, позволяет эффективно проверять знания сотрудников. Например, «Эконика» использует онлайн-тесты для аттестации продавцов. Таким образом компания сокращает затраты на проведение экзаменов и ускоряет процесс адаптации.
Удобство дистанционного обучения. iSpring Learn поддерживает различные форматы учебных материалов, включая видеоролики, презентации и тесты. Это особенно актуально для компаний с географически распределёнными командами, как у KazanExpress. Платформа позволяет организовать обучение сотрудников в удалённых городах, обеспечивая доступ к качественным учебным материалам в любое время и в любом месте.
Поддержка непрерывного обучения и развития. iSpring Learn позволяет создавать учебные планы и отслеживать прогресс каждого сотрудника, что способствует непрерывному развитию и повышению квалификации. Например, компания «ПартКом» использует обширную базу знаний, созданную на платформе, чтобы поддерживать и обучать новых сотрудников. Это помогает быстро вводить новичков в курс дела и поддерживать высокий уровень компетенций.
Повышение эффективности и снижение затрат. Компании, которые внедряют iSpring Suite и iSpring Learn, отмечают значительное снижение затрат на обучение. Систематизация и автоматизация обучения позволяют сократить время на адаптацию новых сотрудников и улучшить их производительность — это увеличивает прибыль и общую эффективность бизнеса.
Попробовать бесплатно — iSpring Suite, iSpring Learn.