реклама
разместить

Как отправлять разработчиков на конференции

Как отправлять разработчиков на конференции

Когда работодатель оплачивает участие сотрудников в конференции, это хитрая система: идут на мероприятие одни люди, решают «кто пойдёт» другие, выделяют бюджет третьи. Как выстроить в компании процесс, чтобы удобно было им всем?

Тут поможет опыт компаний, у которых этот процесс уже выстроен. А мы знакомы с их опытом, потому что проводим IT-конференции, куда отправляют своих разработчиков и супергиганты (Сбер, Яндекс, Mail.ru Group), и лидеры определённых сегментов рынка (HeadHunter, JetBrains, Контур). Поэтому вывели набор советов из всего, что узнали.

Конечно, в стартапе из 10 человек и гиганте из 10 000 всё будет по-разному, и не существует единственно верного для всех подхода. Поэтому не перенимайте бездумно всё прочитанное, а смотрите, что из этого подходит конкретно вашей компании.

Подход

Представим, что в вашей компании обдумали вопрос «нужно ли нам отправлять разработчиков на конференции» (об этом мы писали отдельно) и приняли решение «да, нужно». Отлично, но за этим вопросом возникает ряд новых. И если не решить их один раз на уровне компании, то придётся делать это снова и снова в каждом конкретном случае.

Как отправлять разработчиков на конференции

Поэтому стоит сразу решить, например, следующее:

— Из какого бюджета финансируется посещение конференций? (Обычно из бюджета на обучение, в который входят и другие вещи.)

— Отправляем ли разработчиков на конференции в другие города, или только на местные мероприятия?

— А в другие страны? (У некоторых компаний есть такая практика: на российские отправлять многих разработчиков, а на зарубежные — самых отличившихся.)

— Отправляем ли сотрудников на мероприятия не строго по их профилю? Что если Java-разработчик захочет на конференцию по тестированию? (У многих есть интерес к смежным темам, мы для таких даже сделали билет-абонемент на разные конференции.)

— Кто принимает решение о том, может ли конкретный разработчик сходить на конкретную конференцию? (Где-то это делает отдел обучения, где-то тимлид, где-то они совместно.)

— Разработчик может просто сообщить «хочу поучаствовать в конференции», или должен обосновать «почему конкретно эта конференция будет мне полезна»?

— Есть ли ещё какие-то условия посещения? (Например, в некоторых компаниях сотрудник после конференции делает небольшое выступление о том, что узнал. Но это спорная практика, о ней ещё напишем ниже.)

Инициатива

Когда идёт на конференцию сотрудник, а устраивает это работодатель, возникает вопрос: кто из них должен быть инициатором? Компания приходит к разработчику с предложением посетить конференцию, или он приходит к ней к запросом?

Как отправлять разработчиков на конференции

Если компания ещё не уделяла конференциям много внимания, её обычно хватает только на то, чтобы реагировать на запросы снизу (и сотруднику нужно ещё суметь достучаться). А вот там, где вопросом озадачились, процесс обычно двунаправленный.

С одной стороны, каждый разработчик знает, что может обратиться с вопросом о посещении конференции. Это не значит, что его отправят на любое мероприятие по первому требованию. Но главное, что его услышат и заявку рассмотрят.

А с другой стороны, компания не просто ждёт запросов, она действует проактивно. Гиганты могут вообще поступать так: «хорошая конференция, возьмём сразу пачку билетов, а уже потом разберёмся, кто из наших сотрудников по ним пойдёт».

Конечно, компаниям поменьше такой решительный метод не подходит, но это не мешает им проявлять активность другими способами. Например, с помощью внутренней рассылки «анонсирована интересная конференция, кто хочет — присылайте заявки». Или календаря для сотрудников «планируются такие-то конференции, нажимайте, чтобы присоединиться».

Почему для компаний полезно проявлять активность первыми? Причин несколько.

Есть финансовая: обычно по мере приближения мероприятия билеты дорожают. Значит, если не дожидаться заявок разработчиков, а обращаться к ним раньше, можно выиграть в деньгах.

Есть организационная: если обращаешься к сотрудникам рассылкой и получаешь в ответ волну заявок, становится проще обрабатывать их и планировать всё, чем когда обращения приходят по одному в разное время.

А кроме того, сотрудники ощущают интерес к их развитию со стороны компании. И если разработчик ещё не бывал на конференциях, он может и не задумываться, что они ему интересны, пока не встретит инициативу работодателя.

Планирование

Компаниям хочется, чтобы траты были запланированными. Когда разработчик приходит с горящими глазами и говорит «хочу через неделю вот сюда», начинать спешно думать «из каких денег это будет» — не лучшая идея. Поэтому в идеале компаниям хотелось бы, чтобы в декабре уже был распланирован весь следующий год: Вася пойдёт туда, Петя сюда, суммарно это обойдётся в такую-то конкретную сумму.

Но строгое планирование на год тут невозможно. Конференции анонсируют только за несколько месяцев, Вася за полгода передумает идти, а Петя вообще уволится. Так что бессмысленно спрашивать у людей в декабре «куда вы пойдёте осенью следующего года».

Что в такой ситуации делать?

Как отправлять разработчиков на конференции

Если компания уже отправляла сотрудников на конференции, первым делом полезно провести ретроспективный анализ. Сколько было выделено денег в уходящем году и насколько это удовлетворило запросы? Какие конференции сильнее всего заинтересовали разработчиков? Вероятно, самые популярные мероприятия в следующем году снова пройдут и снова привлекут внимание: заранее не сказать, сколько именно сотрудников туда захотят, но порядок ощутить можно.

Учтя предыдущие результаты, компании определяются, сколько намерены потратить на обучение своих разработчиков в следующем году. Зачастую они делят бюджет между двумя полугодиями. И дальше, когда уже идёт конкретное полугодие, распределяют его средства между анонсированными мероприятиями: скажем, в январе-феврале активно покупают билеты на весенние.

Такой подход позволяет и заранее зафиксировать общую сумму, и более-менее равномерно раскидать её между разными желающими. Правда, отдельные неожиданности всё же возможны. Может оказаться, что в марте анонсируют совершенно новую интересную конференцию на июнь, многие туда захотят, а вы уже распределили весь бюджет полугодия. Так что при планировании стоит делать запас на непредвиденное.

Процесс

Общие принципы «кого и как отправляем» определены — хорошо. Но как всё выглядит на практике? Если разработчик захотел на конференцию, что именно происходит дальше?

Как отправлять разработчиков на конференции

Выглядеть он может по-разному. Где-то есть строгая вертикальная организация: разработчик обращается с заявкой к своему тимлиду, тимлид со всеми заявками команды — например, к руководителю департамента, а оттуда заявки могут попадать в отдел обучения. А где-то всё устроено проще и разработчик может обратиться в отдел обучения напрямую.

Форма заявки тоже различается: в одних случаях достаточно выразить желание посетить конференцию, в других надо его мотивировать. Бывает так, что на известные и зарекомендовавшие себя конференции отпускают без вопросов, а вот если хочешь на что-то более экзотическое, тут надо пояснить, почему считаешь это полезным.

Рассмотрением заявок могут заниматься разные люди. Где-то каждому отделу озвучивают число сотрудников, которые могут сходить на конференцию — и тимлид единолично решает, кто из его команды войдёт в это число. В других случаях все заявки от разработчиков собираются в отделе обучения — и там учтут пожелания тимлидов, но последнее слово скажут сами.

Покупки билетов бывают по-разному распределены во времени. Где-то выглядит так: компания «до победного» собирает от своих разработчиков заявки на определённую конференцию, затем обрабатывает их все сразу, принимает по каждой решение, и прямо перед конференцией покупает все билеты одной пачкой. А где-то в конце каждого месяца обрабатывают заявки, собранные за этот месяц, и покупают билеты по ним — так что на одну конференцию могут понемногу докупать несколько раз. Второй подход выглядит сложнее, зато позволяет сэкономить из-за постепенного повышения цены билетов.

В общем, каким именно будет ваш процесс, решать вам — главное, чтобы он был. Чтобы люди всегда знали, куда идти, к кому обращаться и от чего всё зависит. Тут очень полезно, чтобы во внутренней вики была понятная пошаговая схема, и людям не приходилось каждый раз расспрашивать друг друга.

И, конечно, желательно, чтобы заявка была не произвольным сообщением в мессенджере, а более формальной процедурой. Например, если у вас уже есть какой-то формальный процесс по отправке в командировку или отпуск, то здесь можно реализовать всё по аналогии.

А ещё, как мы помним, очень желательна двунаправленная инициатива. И если с процессом заявок от разработчиков мы разобрались, то как выглядит проявление инициативы компанией: кто должен писать внутренние рассылки о предстоящих конференциях и обновлять календарик мероприятий? Если в компании есть отдел обучения, то это его задача. Если его нет, то она обычно ложится на плечи HR.

Онлайн

В целом этот текст подходит для любых конференций — хоть в офлайне, хоть в онлайне. А в чём специфика онлайн-мероприятий, что изменилось с пандемией?

Отчасти онлайн-формат упростил жизнь. Если для конференции сотруднику нужно переместиться в другой город, это требует планирования и ресурсов — тут за день всё не решишь. А к онлайну легко подключиться в любой момент откуда угодно.

Но стало запутаннее с отгулами. В офлайне было ясно: если сотрудник поехал на конференцию, работать он там не сможет. А вот если он сидит за своим компьютером и есть кнопка паузы, что ему, сложно с возникшей задачей разобраться? В итоге порой компании считают это обычным рабочим временем. Но это приводит к неприятным последствиям.

Как отправлять разработчиков на конференции

Слушать технические доклады — это занятие, требующее концентрации. Поэтому, если во время конференции сотрудника закидывают рабочими сообщениями и ждут быстрого ответа, он будет гнаться за двумя зайцами и не поймает ни одного: и от докладов большой пользы не получит, и на работе будет малоэффективен. Конференция из поощрения превратится для него в наказание.

В общем, онлайновые конференции тоже требуют выделять время. Но на них зачастую доклады идут не с утра до вечера, а только по полдня — то есть в дни конференции вы не теряете сотрудника «с концами», он остаётся доступен часть времени.

И ещё с онлайном возможно делать так: «этот день на работе особенно важный, давай отгул с него перенесём на другой, и доклады этого дня посмотришь в записи». Переносами не стоит злоупотреблять (глядя записи, лишаешься возможности задать вопрос спикеру и пообщаться с другими участниками), но эта возможность даёт большую гибкость по сравнению с офлайном.

Проблемы

Выше мы написали о том, как стоит делать. А как не стоит? Какие ловушки подстерегают на пути?

Проблема 1: чересчур сложный для разработчика процесс

Когда вместо случайных сообщений в мессенджере используется чёткий процесс, это хорошо. Но вот когда он становится необоснованно сложным и бюрократизированным — это плохо.

Если разработчику для посещения конференции требуется заполнить больше бумажек, чем для кругосветного путешествия, мотивация участвовать резко падает. Если заявка проходит через нескольких людей, и каждый спрашивает «объясни, почему тебе нужно на эту конференцию», к третьему разу сотрудник устанет повторять одно и то же разным людям. Если со своей заявкой нужно суметь достучаться до гендиректора, по уши занятого другими делами — это тоже никого не порадует.

Такие вещи могут привести к тому, что разработчики, которые хотели бы на конференции, предпочтут даже не сообщать об этом, лишь бы не связываться с неудобной системой.

Проблема 2: обязательность отчёта о посещённой конференции

Порой разработчикам ставят условие: если посещаешь конференцию за счёт компании, то должен провести внутренний «мини-митап» и поделиться с коллегами тем, что узнал из докладов. Понятно, чем это нравится компаниям:

— «Повод для нетворкинга разработчиков, укрепляются внутренние связи»

— «Сходит один сотрудник, а узнают что-то и другие»

— «Сотрудник будет внимательно слушать доклады»

Но разработчики бывают разными: кому-то нравится делиться знаниями, а кто-то стесняется публичных выступлений и плохо формулирует устно. Во втором случае и для самого человека это станет пыткой, и коллеги мало что из его речи вынесут. Также это может ощущаться дискомфортным давлением «на конференции не болтай, а впитывай доклады». Как мы уже писали, вообще-то нетворкинг — тоже важнейшая составляющая конференций.

Чтобы не вызывать негатив, можно сделать отчётные мини-митапы опциональными: приветствовать их, но не навязывать в обязательном порядке.

Хотя мы общаемся с разными компаниями, больше всего знаем о крупных: попросту из-за того, что они активнее всех отправляют разработчиков на конференции. Так что, если вы из небольшой компании и при этом уделяете внимание конференциям, то в комментариях можете поделиться тем, как всё построено у вас. А мы напоследок суммируем советы, чтобы они были у вас под рукой единым чек-листом:

Как отправлять разработчиков на конференции
11
реклама
разместить
7 комментариев

Ахах. Пока что у разрабов ровно противоположный вопрос - как уломать работодателя на оплату конференции.

2

Потому что он там познакомится с hr и свалил с галеры. У нас так раньше было,потом перестали отправлять - сманивают))

Ну, это зависит от работодателя, не всегда надо уламывать. Но да, есть и компании, где не понимают, зачем на это тратиться. Для таких мы публиковали другой текст, скидывайте своему работодателю ссылку на него :)

Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
2828
2121
55
11
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
В Бангкоке ЧП после землетрясения — высотки эвакуируют, работу метро и торги на таиландской бирже ограничили

Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.

1616
1010
33
Как хорошо, что мы живем в России
ВТБ Онлайн возглавил рейтинг доступности онлайн-банков
ВТБ Онлайн возглавил рейтинг доступности онлайн-банков

Аналитическое агентство UsabilityLab опубликовало результаты ежегодного рейтинга доступности банковских мобильных приложений для физических лиц. В 2024 году в исследовании приняли участие 15 крупнейших российских банков. Эксперты оценивали, насколько удобно слабовидящим и незрячим пользователям выполнять 10 повседневных задач — от перевода через СБ…

Феномен BYD. Как китайский профессор вырастил автомобильного монстра

За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.

Бывший инженер из Пекинского университета Вань Чуаньфу презентует очередную партию своих моделей на разный вкус, цвет и кошелек (ну ладно, цвет тут один). Кстати, машина посередине с откидными дверями вам ничего не напоминает? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-companies-2023%2F6284873%2Fbyd-titan%2F&postId=1890459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>Оригинальное фото тут</i></a>, спасиб
3535
1111
44
22
11
11
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
2020
77
Господи, как же задолбали 😡
ФАС запросила у интернет-провайдеров информацию о препятствовании доступу в дома застройщика ПИК

В случае выявления нарушений, служба «примет меры».

2020
88
Вот это новость. Всегда был монопольный провайдер в ЖК пика, самолёта и пр и жильцы жаловались на это, а тут вдруг ФАС спохватился что оказывается есть такая практика!
Подборка инструментов для автоматизации маркетинга
Подборка инструментов для автоматизации маркетинга

Хороший маркетолог — ленивый маркетолог. Говоря на языке аналогий, это человек, который вместо того, чтобы тащить в гору тяжелый груз на спине, придумает конструкцию колеса, запряжет лошадь в повозку и установит на нее навигатор с голосовым управлением.Сегодня маркетологам даже не нужно ничего изобретать: существуют сотни возможностей донести ценно…

День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
1414
66
22
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.
Стоит ли пользоваться общественным Wi-Fi?

Сегодня разбираемся, чем опасны бесплатные Wi-Fi-сети, как это работает и как защитить себя от неприятных последствий.

Стоит ли пользоваться общественным Wi-Fi?
88
реклама
разместить
Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса

В этой статье собрал основные ошибки предпринимателей при открытии ПВЗ Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Но для других бизнесов статья тоже будет полезной.

Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса
1616
«День в стиле Ghibli»: в соцсетях превращают мемы, фотографии политиков и фильмы в аниме

Способность воссоздавать стиль Хаяо Миядзаки заметили у нового генератора картинок в ChatGPT.

4747
1717
1414
33
33
Это лучшая реклама студии Ghibli, которую можно придумать. Пошел пересмотрю принцессу Мононоке.
Минэкономразвития на три года продлило эксперимент по тестированию беспилотного такси «Яндекса»

До 2028 года.

Источник: Trashbox 
55