реклама
разместить

Как мы адаптировали «Яндекс Go» для людей с особенностями здоровья

Создать экран специальных возможностей помогали в том числе водители сервиса и эксперты благотворительных фондов.

Как мы адаптировали «Яндекс Go» для людей с особенностями здоровья

Сейчас сложно представить себе жизнь без мобильных приложений: люди привыкли к заказу такси и еды в один клик, навигации. Такие сервисы призваны приносить пользу и упрощать жизнь людей.

Но нельзя сделать по-настоящему массовый сервис, если он будет недоступен для некоторых групп людей, например, людей с инвалидностью. Более того, важно обучать взаимодействию с ними сотрудников или партнеров, чтобы не сталкиваться с трудностью при коммуникации.

Год назад мы запустили экран специальных возможностей в приложении Яндекс Go — там люди с особенностями здоровья могут указать опции, которые им важны для заказа и поездки в такси. При этом в процессе подготовки мы учитывали как мнение экспертов из благотворительных фондов и юристов, так и водителей.

Экран Специальный возможностей в приложении Яндекс Go
Экран Специальный возможностей в приложении Яндекс Go

Как все начиналось

Такси — один из немногих доступных и повседневных видов транспорта для людей с особенностями здоровья. Ведь не во всех городах улицы и общественный транспорт обустроены для комфортного передвижения.

Мы начинали с адаптации приложения Яндекс Go под незрячих людей. В 2021 году мы позвали незрячего эксперта, который протестировал приложение Яндекс Go и понял, что заказать такси не получается. После этого мы сделали приложение более понятным для скринридера, с нуля продумали и написали поддержку доступности для работы с вкладками и т.д. Более подробно о всех технических нюансах можно прочитать здесь.

Но адаптации только интерфейса оказалось недостаточно — ведь проблемы могли возникать у людей с другими особенностями здоровья, например, с нарушениями слуха или маломобильных. Причем трудности могли появиться как в процессе заказа, так и при общении с водителями.

Почему мы перешли к экрану специальных возможностей

Идея экрана специальных возможностей родилась из просьб пользователей с инвалидностью в поддержку сервисов, соцсетях, форумах, а также предложений самих сотрудников Яндекс. За консультацией мы обратились к профильным фондам, которые помогли собрать все опции, которые могут быть важны при заказе такси.

Например, если человек передвигается в инвалидном кресле, для поездки ему нужен автомобиль с пустым багажником, куда водитель помог бы убрать кресло. Дополнительная помощь понадобится и незрячему с собакой-поводырем: найти нужный автомобиль и разместить собаку в салоне. А слабослышащему пользователю важно указать, что он может общаться только текстом. В результате мы сформулировали потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в нескольких коротких предложениях.

Как мы обучали водителей

Как мы адаптировали «Яндекс Go» для людей с особенностями здоровья

Для проверки понимания формулировок мы провели тестирование среди трех групп: эксперты из благотворительных фондов, водители-партнеры и пользователи. Эксперты из фондов отмечали, что им понятны формулировки, но для водителей может потребоваться обучение.

Действительно, большинство водителей не имеют опыта в общении с людьми с особенностями здоровья. Из-за этого коммуникация может вызывать стресс - ведь водитель попросту не знает, как реагировать на запросы такого пассажира. Нужно ли взять незрячего за руку и довести до машины? А если человек слабослышащий - может нужно просто говорить с ним громче и четче?

Именно поэтому мы разработали специальные обучающие материалы для водителей, чтобы они понимали все тонкости работы с пассажирами с особенностями здоровья и были готовы к взаимодействию с ними. Материалы помогли составить специалисты некоммерческих организаций-партнеров благотворительного фонда Яндекса “Помощь рядом”.

Заказы со специальными возможностями подсвечиваются у водителей особой плашкой. Мы также добавили пояснение, зачем просим водителя помочь, или, наоборот, что от него требуется и голосовой пуш, чтобы дополнительно обратить внимание на особый заказ и не отвлекать водителя от движения.

По прибытию на точку посадки водитель также видит подсказки в фулскрине с обучающими материалами. Например, если пассажир незрячий, ему может быть сложно найти машину. Поэтому к нему нужно подойти, представиться и проводить до такси.

Как мы адаптировали «Яндекс Go» для людей с особенностями здоровья

С какими трудностями мы столкнулись

Ключевые трудности были связаны с формулировками для экрана. Нам не хотелось акцентировать внимание на инвалидности - в первую очередь важны именно потребности пользователей и их комфорт в поездке.

Поэтому в формулировках для водителей мы не прописывали, что пассажир является глухим, слабослышащим, незрячим или маломобильным. Вместо этого добавили опции, которые могут ему понадобиться. К примеру, фразу “Буду на инвалидном кресле” поменяли на «Буду с инвалидным креслом, нужна помощь с посадкой, пустой багажник».

Однако излишняя расплывчатость путала пользователей и водителей. Они не воспринимали некоторые формулировки как потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, пустой багажник мог потребоваться людям с увесистым или объемным чемоданом. В результате нам удалось найти баланс между понятными фразами и отсутствием указания на диагноз. Сейчас пассажиры могут выбрать следующие опции:

  • «Помогите найти машину»

В карточке поездки у водителя появится комментарий, что пользователю надо помочь найти машину, добраться до нее и сесть в салон. В комментариях к заказу незрячий пользователь может указать, где его найти и как его узнать.

  • «Общаюсь только текстом»

Если у человека нет возможности общаться голосом, все уточнения водителя попросят запрашивать через чат.

  • «Не говорю, но слышу»

Водитель получит комментарий к заказу, что его вопрос пользователь услышит, но ответит жестами или текстом.

  • «Буду с инвалидным креслом»

Если выбрана эта опция, у водителя появится комментарий «Буду с инвалидным креслом, нужна помощь с посадкой, пустой багажник». При этом мы не указываем, что на инвалидном кресле будет именно сам пассажир - заказ может сделать сопровождающий.

  • «Перевозка собаки-поводыря»

Приложение сообщит водителю, что пассажиру нужно помочь добраться до машины и разместиться в салоне вместе с собакой-поводырем. У пассажира должен быть с собой паспорт на собаку-поводыря, а также покрывало или подстилка для поездки собаки в салоне — чтобы не испачкать машину. В конце поездки можно подсказать пассажиру, какие узнаваемые объекты есть в пункте назначения.

От опций для людей с ментальными особенностями пока пришлось отказаться, поскольку потребности таких пассажиров в поездке на такси очень разные. Кому-то неприятны громкие звуки, кому-то - запахи или резкие движения. Поэтому найти емкую, но при этом понятную для всех формулировку достаточно сложно. Но эта тема не оставлена окончательно - мы продолжаем работу над разнообразием опций экрана.

Что получилось в итоге

Как мы адаптировали «Яндекс Go» для людей с особенностями здоровья

За год с помощью экрана специальных возможностей было совершено более полумиллиона поездок. В течении 2023 года инклюзивные опции также стали доступны для пользователей Яндекс Go в Казахстане, Армении, Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане.

Мы постоянно работаем над улучшением сервиса с точки зрения его доступности для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. Недавно запустили в приложении чат для общения людей с нарушениями слуха (водителя и пассажира), доступный во время всей поездки. Если пользователь при заказе такси с помощью Экрана выберет опцию “общаюсь только текстом” и “не говорю, но слышу”, то чат появится автоматически.

Этим летом в меню приложения появился новый раздел «Специальные возможности» — в нем собрана информация о том, какие опции есть у сервиса для пользователей с особенностями здоровья. Вместе с этим стартовал проект о непредвзятом отношении людей друг к другу - “Видеть человека”. Через истории героев мы рассказали о том, как им помогает экран специальных возможностей.

2424
реклама
разместить
44 комментария

Какие гадкие комментарии здесь. Яндексу респект за то, что заботятся и о таких людях

10

Вы лучше бы узнали скольких Яндекс - кидалово довело людей да токого состояния! А так это чисто пафос и реклама Яндекс-кидалово

5

А Вы задумайтесь почему все называют его киборгом на букву п, а так же, что если он всем врет, то Вы не исключение и не стоит верить кидорасу

Ничего Яндекс не адаптировал, я только недавно столкнулся с дискриминацией со стороны водителя из-за своего инвалидного кресла.

4

Справедливости ради это от Яндекса в полной мере не зависит. Ну только отзыв можно оставить, чтобы они как-то поработали с указанным водителем.

А так дискриминировать водитель в России может и за гораздо меньшее — например татуировка или цвет волос, что уж говорить про особенность, которая напрямую влияет на его работу.

Трудно назвать это сервисом. Водители всегда злые именно у вас, как будто их настраивают против пассажиров. Плюс постоянный сброс заказов, машина приехала и уехала, и так может быть 2-3 машины, все сломались))). Можно 40 минут - 1 час у подъезда прождать.

4

У меня за все поездки только один раз был конфликт с водителем, что я делаю не так?

1
Раскрывать всегда
«Если честно — *********»: создатель «Глаза Бога» рассказал, что закрыл Telegram-бота «до момента, пока не станет понятно, можно ли возобновить работу»
1717
44
11
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
3232
2323
55
33
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
Как на практике в Сириусе собрать команду и запустить продукт, если тебе всего 20

За месяц студенты прошли от «перепишите сервис на новый стэк» до полноценного решения, которое можно запускать в работу.

Как на практике в Сириусе собрать команду и запустить продукт, если тебе всего 20
66
В Бангкоке ЧП после землетрясения — высотки эвакуируют, работу метро и торги на таиландской бирже ограничили

Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.

1717
1313
33
Как хорошо, что мы живем в России
Мой бизнес умер за неделю. Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода

Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про 'новую нефть' — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день. Расскажу, как превратить чужую панику в свой доход, даже если у тебя нет бюджета и опыта

Мой бизнес умер за неделю. Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода
77
11
SoftBank собрался вложить до $1 трлн в разработку ИИ в США — Nikkei

В январе 2025 года OpenAI, Oracle и SoftBank создали компанию Stargate для строительства дата-центров в стране.

33
Нужен ли продуктовый анализ в 2025 году? Завод «Нептун» и их активизация на рынке ТНП.
Обдумываем стратегию
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
2121
77
Господи, как же задолбали 😡
ФАС запросила у интернет-провайдеров информацию о препятствовании доступу в дома застройщика ПИК

В случае выявления нарушений, служба «примет меры».

2121
88
Вот это новость. Всегда был монопольный провайдер в ЖК пика, самолёта и пр и жильцы жаловались на это, а тут вдруг ФАС спохватился что оказывается есть такая практика!
реклама
разместить
«Наша структура — блокчейн в ритейле»: менеджер дискаунтера «Светофор» — об управлении, проверках и конкуренции

Несколько тезисов из интервью РБК с главой сети в Центральном федеральном округе Еленой Захаренко.

Захаренко. Источник фото: РБК
1414
55
44
- Мы торгуем фальсификатом, самым дешевым говном какое можем найти, нарушаем условия хранения, не платим налоги и кидаем поставщиков - Простите, что?... - Я говорю у нас блокчейн в ритейле
GitHub введёт лимит на количество репозиториев — 100 тысяч на одного владельца

Изменения вступят в силу с 28 апреля как для обычных пользователей, так и для компаний.

Источник фото: Roman Synkevych / Unsplash
44
33
22
День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
1515
66
22
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.