Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Обзор главных событий.

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

«Сбер»

Банк оказался главным действующим лицом в российском ИТ в 2020 году: поглощения, «разводы», превращение в «Сбер» и амбиции потеснить «Яндекс».

Ребрендинг и трансформация в ИТ-компанию с экосистемой небанковских продуктов

«Сбербанк» строит экосистему с 2017 года через поглощения небанковских компаний и партнерства с крупнейшими ИТ-корпорациями в России.

В сентябре 2020 года «Сбербанк» провёл ребрендинг и официально стал «Сбером». Название и логотип объединят продукты собственной экосистемы, которую составляют десятки сервисов. Среди них как собственные продукты «Сбера», так и те, что входят в совместное предприятие с Mail.ru Group: Delivery Club и «Ситимобил».

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Для быстрого расширения «Сбер» весь 2020-й покупал другие компании. Частью экосистемы стали:

В части предыдущих сделок «Сбер» довёл долю до контрольной или выкупил 100%. Теперь банк владеет:

  • Rambler&Co.
  • Okko.
  • «Яндекс.Деньгами», или «ЮMoney». По словам директора по маркетингу компании Романа Степанова, «Ю — это английское you — вы».
Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Среди технологических достижений «Сбера» — тестирование беспилотников в Москве через подразделение SberAutoTech и выход на рынок «умных» домов.

Подразделение SberDevices представило виртуальный ассистент «Салют», ТВ-приставку SberBox и «умный» дисплей SberPortal. За их разработку отвечает Константин Круглов, в прошлом ответственный за «умную» колонку «Яндекс.Станция»

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Сейчас экосистема компании приносит менее 1% выручки, привёл статистику Герман Греф. «Сбер» рассчитывает увеличить долю небанковских сервисов до 5% к 2023 году, а к 2030-му — до 20–30%.

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Попытки войти на рынок электронной торговли — пока неудачные

В 2020 году множество новостей «Сбера» были связаны с электронной коммерцией. У «Сбера» уже были три попытки построить бизнес в электронной коммерции, все они не увенчались успехом, заявил первый зампред банка Лев Хасис.

  1. Партнёрство «Сбербанка» и «Яндекса» не задалось: они разделили совместный «Яндекс.Маркет» с маркетплейсами «Беру» и Bringly.
  2. Летом источники Reuters рассказали о переговорах Ozon и «Сбера» о покупке доли в маркетплейсе, но осенью ритейлер предупредил инвесторов о возможных судебных разбирательствах с банком из-за разрыва соглашения о намерениях. Компании уладили спор — Ozon провёл IPO, заплатил 1 млрд рублей компенсации «Сберу», но не признал вину.
  3. В ноябре источники The Bell сообщили о переговорах «М.Видео» и «Сбера» о совместном развитии маркетплейса goods.ru. Но один из источников объяснил, что маркетплейс слишком связан с «М.Видео» и отдельная покупка проекта может быть бессмысленной — нужно покупать всю группу компаний.

В декабре «Сбер» нашёл партнера: банк договорился с владельцем «Ситилинка» — одним из крупнейших ИТ-дистрибьюторов Merlion, которому также принадлежат «Позитроника», iRu.

Также «Сбер» выделил электронную торговлю в отдельное направление. Туда уже вошли «СберЛогистика» и «СберМаркет», который банк выкупит у Mail.ru Group.

«Сбер» планирует к 2023 году войти в тройку лидеров на российском ecommerce-рынке — и в 2021 году запустит «суперприложение» и собственный маркетплейс, заметил Лев Хасис в ноябре. По его словам, направление должно стать флагманским бизнесом группы компаний.

Поглощение Rambler ради Okko

В октябре «Сбер» выкупил оставшиеся 45% Rambler Group у Александра Мамута и стал единственным владельцем компании. Также «Сбербанку» достался кинотеатр «Художественный» — он консолидирован на балансе Rambler Group.

Отношения с Rambler банк строил с 2019 года — тогда банк купил 46,5% компании, источники РБК и «Коммерсанта» оценивали сделку в 9–11 млрд рублей. В июле 2020 года «Сбер» увеличил долю до 55% и инвестировал ещё 2 млрд рублей.

В ноябре источники Forbes рассказали, что «Сбер» купил Rambler Group только ради онлайн-кинотеатра Okko. Это единственный сервис в группе, который можно «хорошо монетизировать», но Мамут не хотел продавать его отдельно.

Вместе с Okko «Сбер» получит холдинг Rambler&Co, в которую входят более 30 медиа и сервисов: «Рамблер», «Лента.ру», «Газета.ru», «Чемпионат», LiveJournal, сервис «Рамблер/Касса», поисковик и медиапроект Rambler. Однако другие активы «Сберу» не нужны, заявил Forbes источник близкий к Okko.

Тем не менее стороны не могут закрыть сделку по закону «О СМИ»: иностранцам нельзя владеть более 20% в компаниях-учредителях российских СМИ, тогда как в акционерном капитале «Сбера» 43,5% принадлежит нерезидентам России.

Поэтому «Сбер» попросил администрацию президента оценить возможные модели покупки Rambler Group и принадлежащих ей СМИ, писал РБК.

«Яндекс»

Среди главных событий ИТ-компании — запуск двух супераппов, «развод» со «Сбером» и возвращение «Маркета», а также интерес к финтеху. Компания лишилась «Яндекс.Денег» и пыталась купить «Тинькофф», а в 2021 году планирует выпустить свои кредитные карты.

Компания будет самостоятельно развивать финтех и электронную торговлю

В июне «Яндекс» и «Сбербанк» официально разделили совместные активы из-за нарастающей конкуренции между экосистемами компаний. Источники The Bell сообщали о «непорядочном отношении» к партнерству со стороны «Сбера», который начал развивать свою экосистему сервисов вместе с Mail.ru Group, главным конкурентом «Яндекса».

«Яндекс» выкупил 45% долю «Сбербанка» в совместном предприятии «Яндекс.Маркет», вернул себе контроль над сервисом «Яндекс.Маркет» и получил маркетплейс «Беру».

Осенью «Беру» стал частью общего сервиса «Маркета», который постепенно интегрируется в другие сервисы «Яндекса», например «Яндекс.Такси», «Лавку» и «Дзен».

«Сбер» выкупил долю «Яндекса» в сервисе «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд рублей, а затем провёл его ребрендинг на «ЮMoney».

«Яндекс» получил возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг — это было запрещено из-за соглашения о неконкуренции, заключенного в 2012 году при сделке со «Сбером».

Неудачная сделка с «Тинькофф»

В сентябре 2020 года «Яндекс» и «Тинькофф» сообщили о предварительной договоренности продать финтех-компанию «Яндексу» за $5,48 млрд — крупнейшей сделке на российском финансовом рынке за последнее время.

Сделка позволила бы ИТ-компании быстро стать сильным игроком на рынке финансовых услуг, а банку нарастить пользовательскую базу. Капитализация объединенной компании могла составить $30 млрд.

Но спустя 24 дня стороны объявили о прекращении переговоров: официально «Яндекс» не смог договориться об окончательных условиях покупки, но причины развала сделки стороны публично не раскрывали. Обе компании в письмах сотрудникам объяснили отмену поведением партнёров:

  • Олег Тиньков написал, что сам остановил сделку, так как рассчитывал на выгодное для всех партнёрство, а «”Яндекс” просто хотел купить “Тинькофф”».
  • Исполнительный директор «Яндекса» Тигран Худавердян объяснил, что компания была заинтересована в сделке и шла навстречу в переговорах, но Тиньков выдвигал всё новые требования пока вовсе не отказался от неё.

Попытки выйти на финансовый рынок «Яндекс» не оставил: компания определяется со стратегией развития направления, но это «точно будет полноценный онлайн-сервис», отмечал Худавердян в разговоре с РБК.

Первые «условные» кредитные карты компания покажет через год. «Сейчас очевидно, что нам нужна банковская лицензия», — отметил глава «Яндекса».

В декабре источники Reuters рассказали, что Центробанк предлагал «Яндексу» купить «Открытие», но получил отказ. Компания ответила, что не вела переговоров с ЦБ.

Отказ в покупке «Везёт»

В июне 2020 года ФАС отказала «Яндекс.Такси» в покупке одного из крупнейших конкурентов — группы «Везёт», а также сервиса грузоперевозок «Везёт Добро». По оценке антимонопольной службы, совокупная доля «Такси» и «Везёт» составила бы:

  • 70% в России.
  • Свыше 80% в границах 19 субъектов страны.
  • Больше 50% в границах 32 субъектов.

Изначально о сделке «Везёт» и «Такси» объявили в июле 2019 года, «Яндекс» несколько раз подавал и отзывал ходатайство в ФАС, последний раз в марте 2020 года. Также «Такси» попросило ФАС изменить методику оценки рынка для сделки с «Везёт»: компания считала, что методика регулятора устарела.

После отказа ФАС гендиректор группы «Везёт» Андрей Лукашевич заявил, что ФАС неверно посчитала долю рынка: 10 независимых исследований показали, что общая доля рынка объединенной компании не превысит 50%.

Супераппы: «Яндекс Go» и «Карты»

В августе «Яндекс» запустил «суперприложение» на базе «Такси», добавив в него «Драйв» и расписание автобусов. Оно называется «Яндекс Go» и объединяет «Еду», «Лавку», «Драйв», курьерскую доставку и расписание транспорта.

В декабрьском обновлении «Яндекс» добавил в приложение «Карты» функции полноценного «Навигатора». Так пользователям не придется переключаться между двумя приложениями для построения маршрутов, объясняет руководитель «Яндекс.Карт» Олег Левчук.

Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году

Пока «Яндекс» не планирует закрывать отдельное приложение «Навигатор». Сервисом ежемесячно пользуются 27 млн человек, аудитория приложения и веб-версии «Карт» — 50 млн пользователей.

Также в «Карты» добавили «Заправки». В феврале появилось отслеживание общественного транспорта — отдельное приложение «Яндекс.Транспорт» закрылось.

В будущем «Карты» превратятся в полноценное «суперприложение»: появятся «Музыка», «Метро», «Электрички», голосовой помощник «Алиса». Ещё может появиться оплата штрафов и парковок.

Перегруппировка активов

За 2020 год «Яндекс» перераспределил несколько подразделений:

  • Беспилотные автомобили выделили в отдельную компанию Yandex SDG, доля «Яндекса» в ней составит 73%, Uber — 19%, остальное — мотивационная программа сотрудникам. Отдельное направление позволит Yandex SDG привлекать дополнительные инвестиции, в том числе сторонние.
  • «Яндекс.Драйв» вошёл в состав «Яндекс.Такси», куда также входит фудтех-направление с «Лавкой» и «Едой».
  • Облачная платформа Yandex.Cloud вышла из экспериментального направления и стала отдельным бизнес-юнитом.
  • Маркетплейс «Беру» и сервис сравнения цен «Яндекс.Маркет» стал единым сервисом для онлайн-покупок под названием «Яндекс.Маркет».

Также «Яндекс» отказался от планов на IPO «Такси» и «Маркета» — в первом случае выход на биржу был заморожен в том числе из-за пандемии. Во втором — «Маркет» вернулся под управление «Яндекса» и потребности во внешнем финансировании подразделения нет.

Какие сервисы запущены или закрыты

Среди запущенных в 2020 году продуктов «Яндекса»:

  • Сервис с услугами для предпринимателей «Яндекс.Бизнес» — с онлайн-записью клиентов и автоматической настройкой рекламы в «Поиске», «Картах», «Услугах», «Дзене» и более 40 тысячах сайтов рекламной сети.
  • «Яндекс.Мессенджер», интегрированный в другие сервисы «Яндекса».
  • Единая платформа для самозанятых «Яндекс.Про».
Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году
  • «Яндекс.Телемост» — сервис видеоконференций, который входит в набор сервисов для работы «Почта 360». У «Телемоста» нет отдельного приложения, он интегрирован в «Диск» и другие приложения, поэтому первое время после запуска его нельзя было удалить, что вызвало критику со стороны пользователей.
  • Сервис «Яндекс.Объявления» от подразделения сервисов объявлений («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работа»). Он будет конкурировать с Avito и «Юлой».
  • Медиа «Яндекс.Плюс» под названием «ПлюсМинус».
  • «Умная» колонка «Яндекс.Станция Макс».
На vc.ru 
На vc.ru 

Несколько проектов закрылись:

  • Сервис оценки кредитоспособности пользователей — по мнению экспертов, из-за возможных правовых и репутационных рисков.
  • Соцсеть «Аура» через полтора года после запуска. Последние полгода проект развивался как самостоятельный сервис вне «Яндекса».
  • Магазин Android-приложений Store, рейтинг сторонних сайтов «Яндекс.Радар» и агрегатор контента «Зеркало» — они были признаны неприоритетными из-за пандемии Covid-19. Команды перейдут на «более перспективные проекты».

Mail.ru Group

Акцент на образовании, рост игр и развитие супераппа «ВКонтакте».

7,3 млрд рублей на EdTech-проекты с планом превратить их в «единорогов»

Из-за пандемии структура выручки интернет-компаний изменилась — если рекламный рынок снижался, то росли другие направления. У Mail.ru Group — образовательные и игровые сервисы.

По итогам года Mail.ru Group планирует получить 5 млрд выручки от онлайн-образования: в третьем квартале совокупная выручка только Skillbox и GeekBrains составила 1,6 млрд рублей. Она выросла на 35% по сравнению со вторым кварталом.

В 2020-м Mail.ru Group активно наращивала инвестиции в образовательные проекты. К концу года у неё есть доли:

  • В сервисе «Учи.ру» — Mail.ru Group купила 25% за 3,75 млрд рублей.
  • Образовательной платформе Skillbox — компания увеличила долю до 70%.
  • Сервисе SkillFactoryполучила долю в 18,31%.
  • В Geekbrains контрольную долю Mail.ru Group получила в 2016 году.
  • В 2019-м инвестировала в разработчика обучающих курсов по программированию для детей «Алгоритмика».
  • Сервисе для подготовки к ЕГЭ «Тетрика» — Mail.Ru Group выкупила 45%.

В декабре гендиректор Mail.ru Group раскрыл сумму инвестиций в образовательные стартапы с 2016 года — более $100 млн. Компания намерена сделать из EdTech-проектов «единорогов», которые проведут IPO на международных рынках.

В 2021 году компания планирует совместно с «Ростелекомом» запустить видеосервис «Сферум» для обучения и общения школьников. Кроме видеозвонков, на платформе будут чаты, сообществами школ и классов и учебными материалами. Сервис будет доступен интегрирован с платформой «Моя школа» от Минпросвещения, он построен на базе технологий «ВКонтакте».

Второй школьный проект Mail.ru Group, запланированный на 2021 год, — российский аналог TikTok для школьников с образовательным контентом. О разработке сервиса рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов.

My.Games растёт и может провести IPO в 2021 году

Второе важное направление Mail.ru Group, которое помогло компенсировать падение выручки рекламного бизнеса, — игры. Игровой бренд My.Games объединяет игровые проекты холдинга: 13 внутренний студий разработки для ПК, консолей и смартфонов. В портфолио более 150 игр. Также компания развивает собственные медиа, игровой магазин, киберспортивные сервисы.

В 2019 году выручка My.Games составила 31,3 млрд рублей, компания стала третьей по доходам разработчиком мобильных игр в Европе в 2019 году.

Во втором квартале 2020 года выручка My.Games выросла в полтора раза и превысила 11 млрд рублей, 75% выручки направления приносят мобильные игры. Около 74% принесли зарубежные рынки, всего в играх зарегистрировано около 700 млн пользователей.

«Ведомости»
«Ведомости»

The Bell писало, что Mail.ru Group планирует провести IPO My.Games на американской бирже и рассчитывает на оценку в $2,5–3 млрд, но управляющий директор Мэттью Хаммонд заявил, что пока «конкретных планов на IPO нет».

Куратор игрового направления Mail.ru Group Владимир Никольский в разговоре с «Ведомостями» также рассказал, что бизнес My.Games выгоднее развивать за рубежом, так как российский рынок игр составляет 1,5–2% от международного.

Продажа Maps.me

В ноябре Mail.ru Group продала картографический сервис Maps.Me за 1,5 млрд рублей — покупателем стала Daegu Limited, которая входит в финтех-стартап Parity.com Group.

Компания объяснила продажу сервиса развитием основных активов, тогда как направление международного туризма — непрофильное, а продукт активно не использовался в экосистеме Mail.ru Group. У совместного предприятия «Сбера» и Mail.ru Group есть доля в «2ГИС», который партнеры планируют использовать в проектах.

В декабре Daegu Limited выпустила первое обновление Maps.me: изменился источник карт, «сломался» поиск, исчез офлайн-доступ и появилась функция кошелька с кэшбеком. Пользователи негативно отреагировали на изменения и начали искать альтернативы.

«Суперприложение» «ВКонтакте» растёт: появились «Клипы», «Маркет» и другие сервисы

Развитие «ВКонтакте» — одно из ключевых направлений Mail.ru Group, на базе соцсети холдинг строит полноценную экосистему сервисов. В 2020 году во «ВКонтакте» прошло 220 крупных обновлений, среди которых:

  • VK Connect — единая учетная запись для сервисов Mail.ru Group.
  • VK Combo — подписка на музыку и скидки в сервисах соцсети и партнеров, которая объединила Combo и Boom от Mail.ru Group.
  • VK Donut — платформа для регулярных пожертвований авторам и сообществам.
  • «Клипы» — сервис коротких вертикальных видео, в развитие которого компания инвестирует 1 млрд рублей.
  • Групповые видеозвонки с AR-фонами.
  • Маркетплейс с товарами от сообществ, пользователей и AliExpress.
Экосистема «Сбера», супераппы «Яндекса», ставка на образование и игры у Mail.ru Group: что делали ИТ-гиганты в 2020 году
  • Конструктор сайтов для бизнеса на базе информации из сообществ
  • Раздел «Объявления» — единый каталог объявлений соцсети и «Юлы».
  • Раздел «Работа» на базе сервиса Worki (принадлежит Mail.ru Group).
  • Нейросеть для борьбы с оскорблениями и травлей в комментариях.

Забастовки курьеров Delivery Club

В 2020 году курьеры дважды выступали в защиту своих прав.

В июле у штаб-квартиры Mail.ru Group состоялась забастовка курьеров, которым несколько месяцев не платила компания «Амароли», один из партнёров Delivery Club. Также курьеры обвинили в отсутствии отпусков, штрафах и насильном переводе на самозанятость.

Холдинг обещал погасить долги перед курьерами, разорвать договор с партнёром, подать на него в суд, а также изменить систему контроля подрядчиков. Ещё до начала акции курьеров, большинство доставщиков получили выплаты.

Сотрудница Delivery Club <a href="https://vc.ru/food/140863-dazhe-ne-izvinilis-kak-proshel-miting-kurerov-delivery-club-v-moskve-i-kto-sobral-profsoyuz-kurer?ref=vc.ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">разговаривает</a> с бастующими курьерами
Сотрудница Delivery Club разговаривает с бастующими курьерами

В октябре курьеры снова вышли к офису Mail.ru Group с требованием отменить систему штрафов и заключить постоянные трудовые договоры. По их словам, они получали периодические штрафы, например, если отказывались от заказа не из зоны доставки.

В ответ Delivery Club обещала пересмотреть систему штрафов и ввести ограничение по весу для заказов из магазинов.

4646
8 комментариев

Экосистемадальше бессмысленно читать ¯\_(ツ)_/¯

4
Ответить

"Второй школьный проект Mail.ru Group, запланированный на 2021 год, — российский аналог TikTok для школьников с образовательным контентом. О разработке сервиса рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов."

Как перестать орать🤣🤣🤣

2
Ответить

Отвечу на вопрос из заголтвка: Дичь творили, в основном.

1
Ответить

Отличный материал. Есть поправочка: mail опроверг ipo my. games в ближайшее время.

1
Ответить

Спасибо, поправил 

Ответить

"Сейчас экосистема компании приносит менее 1% выручки, привёл статистику Герман Греф. «Сбер» рассчитывает увеличить долю небанковских сервисов до 5% к 2023 году, а к 2030-му — до 20–30%"

Никаких 30% конечно не будет, может и Грефа уже не будет в Сбере к 30 году. 

Ответить

Недаром известный вор Жорж Милославский рекомендует хранить деньги в Сбере!

Ответить