Аудит продаж — 93 вопроса для самодиагностики системы продаж, поиска точек роста и взлома стеклянного потолка

• Как диагностировать сложности с наймом, оценкой и обучением менеджеров по продажам?
• Как оценить уровень мотивации и особенности корпоративной культуры?
• Как охарактеризовать менеджмент, процессы, автоматизацию?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво составить список вопросов для диагностики продаж, а также сделал подборку статей, которые помогут разобраться в каждом из 93 вопросов

Кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/662359/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Расплата»</a>
Кадр из фильма «Расплата»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Зачем нужна самодиагностика, если можно купить консультацию и получить все ответы от эксперта?

Эти два подхода дополняют друг друга. Без самодиагностики полную картину не получить. Это связано с тем, что на консультации мы получаем ответы из чужой реальности — реальности эксперта. Больше того, — он и сам наш вопрос сначала интерпретирует, после чего отвечает уже не нам, а себе. Это полезно, но со своей реальностью тоже нужно работать.

Есть два популярных способа поговорить с собой. Первый — воспользоваться услугами человека, который правильными вопросами будет возвращать вас в вашу реальность. Второй — поработать с карандашом или табличкой.

Эта статья в какой-то степени совмещает оба способа. Она дает вопросы, которые помогают фокусировать мысль на отделе продаж.

Если отвечать письменно, то к своим ответам можно будет потом вернуться. Часто это наталкивает на новые идеи. А если делать это с коллегами, то вы не только найдете много ценных ответов, но и синхронизируетесь. Так будет легче расписать задачи и затем выполнить их.

К каждому вопросу я добавил одну или несколько статей, которые помогут понять вопрос и найти на него ответ.

Некоторые мысли могут повторяться в разных статьях, что неизбежно при классификации. Например, уровень мотивации может относиться к оценке, обучению, функционалу, корпоративной культуре, менеджменту и личной эффективности. В то же время сами статьи не повторяются.

Подбор и оценка

2. Есть ли практика использования надежной методики оценки кандидатов?
У себя мы используем характерологическую методику «8 граней», которую я описал в серии статей «Характерология: 8 граней сотрудника компании».

3. Текст вакансии увеличивает конверсию или наоборот обрезает? Если обрезает, то какие в ней есть стоп-факторы?
Статьи:
«Разбор 1: Вакансия «Менеджер по продажам»
«Разбор 2: Вакансия «Менеджер по продажам»

4. Насколько привлекательна вакансия для кандидатов?
Обзор калькулятора: «Выкладываю калькулятор привлекательности вакансии менеджера по продажам»

5. Насколько эффективно линейный руководитель и топ-менеджеры проводят собеседования?
Статьи: «Все вопросы для собеседования менеджера по продажам»

6. Что может мешать нанимать результативных менеджеров по продажам?
Статья: «Как сильные продажники выбирают работодателя»

8. Насколько руководитель готов к подбору опытных менеджеров по продажам?
Статья: «30 нестандартных вопросов от опытных кандидатов на должность менеджера по продажам»

9. Как вы оцениваете HR-бренд компании в представлении кандидатов на позицию менеджера по продажам?
Статья: «HR-бренд — как с нулевым бюджетом сделать свою компанию привлекательной для сотрудников и кандидатов»

Мотивация

10. Насколько хорошо работает система ключевых показателей?
Статья: «KPI менеджеров по продажам: что работает, а что нет»

12. Насколько амбициозен и одновременно выполним план продаж?
Статья: «Как в B2B установить план продаж: пример и пошаговая инструкция»

13. Какие факторы могут приводить к демотивации менеджеров по продажам?
Статья: «ТОП-50 демотивирующих факторов на удаленке»

14. Какова степень автономности менеджеров по продажам?
Статья: «Источники мотивации менеджера по продажам — парадоксы Теории самодетерминации»

15. Насколько эффективно используется внутренняя мотивация менеджеров по продажам? Присутствует ли воля к достижению цели?
Статья: «Самодисциплина — как захотеть и сделать»

Обучение и развитие

16. Насколько качественно проходит адаптация новых сотрудников?
Статья: «Адаптация менеджеров по продажам: как обучать, чтобы продавцы знали и любили свой продукт»

17. Есть ли отдельный верхнеуровневый основополагающий документ, который определяет действия сотрудников в компании?
Статья: «Онбординг сотрудников: выкладываю наш главный документ — Welcomebook»

18. Есть ли книга продаж? Насколько она актуальна? Какова ее ценность?
Статья: «83 вопроса для создания корпоративной книги продаж — как все учесть и сделать лучше, чем у конкурентов»

19. Есть ли необходимые речевые модули? Насколько они актуальны? Используют ли их менеджеры по продажам?
Статья: «Все, что я думаю о скриптах после 29 лет работы в продажах»

20. Есть ли база знаний? Насколько она актуальна? Пользуются ли ею?
Статья: «8 секретов как сделать базу знаний для отдела продаж на Teamly, чтобы менеджеры знали и любили продукт»

22. Насколько эффективно организована адаптация руководителя отдела продаж?
Статья: «Новый руководитель: ТОП-20 ошибок, мифов и откровенных глупостей, которые совершают руководители в первый рабочий день»

23. Насколько эффективно проводимое обучение? Можно ли его оптимизировать?
Статья: «Все, что я думаю о тренингах после 29 лет работы в продажах»

Функционал

25. Соответствуют ли менеджеры по продажам своему функционалу?
Статья: «Адизес: расшифровка PAEI для отдела продаж»

26. Соответствует ли функционал нормативным документам?
Статья: «Разбор: Должностная инструкция менеджера по продажам — образец и комментарии»

27. Существует ли процедура актуализации функций? Согласованы ли функции между отделами?
Статья: «Матрица ответственности RACI в отделе продаж»

Корпоративная культура

29. Как корпоративная культура влияет на взаимодействие между сотрудниками?
Статья: «Книга «Лидер и племя»: краткое изложение и опыт применения»

31. Насколько реализован потенциал самостоятельной работы подразделения?
Статья: «Что такое холакратия и почему мы ее все-таки внедрили»

32. Способствуют ли существующие отношения в коллективе достижению поставленных целей?
Статья: «Отношения в коллективе — как работать без конфликтов ко всеобщему удовольствию»

Менеджмент

33. Какой стиль управления используется? Насколько он эффективен?
Статья: «Эффективный стиль управления — сравнение трех самых распространенных стилей на основе эксперимента»

34. Поддерживается ли паритет в отношениях с сотрудниками?
Статья: «Как повысить лояльность персонала и клиентов с помощью слова «нет»

35. Делается ли оценка перспективности менеджеров по продажам?
Статья: «Бостонская матрица (BCG) в управлении отделом продаж»

36. Что менеджер по продажам ответил бы сам себе на вопрос: «Зачем мне (имя) в качестве руководителя отдела?»
Статья: «Лидерство руководителя: как привести коллектив к работе не за страх, а за совесть (Книга патрона)»

37. Есть ли элементы жесткого авторитарного управления?
Статья: «Ужасы нашего городка: жесткий менеджмент на практике»

40. Как вы оцениваете управленческие навыки руководителя отдела продаж?
Статья: «20 признаков, что вам повезло с руководителем»

42. Проводятся ли индивидуальные встречи с менеджерами по продажам?
Статья: «Как быть лучшим в мире боссом, затрачивая на это всего час в неделю»

43. Есть ли практика контроля работы менеджера по продажам? Как можно улучшить процесс и влияние на результат?
Статья: «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж»

44. Есть ли контроль серых схем? Какие действия предпринимаются для их предотвращения?
Статья: «8 схем, с помощью которых менеджеры по продажам крадут деньги в b2b — об этом должен знать каждый предприниматель»

45. Насколько эффективно принимаются управленческие решения?
Статья: «Методы принятия решений — 5 ловушек, в которые мы радостно попадаем»

46. Управляющее воздействие мотивирует или демотивирует сотрудников?
Статья: «Коучинг — как настоящие коучинговые технологии могут в разы упростить менеджмент и продажи»

47. Насколько своевременно принимается решение об увольнении?
Статья: «Все, что я думаю об увольнениях после 29 лет работы в продажах»

Стратегия и навыки продаж

49. Ведется ли работа на уровне всей схемы принятия решения внутри клиента?
Статья: «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения»

50. Как решается проблема дебиторской задолженности?
Статья: «Как взыскать дебиторскую задолженность без обращения в суд»

51. Насколько успешно выявляются потребности корпоративных клиентов и конкретных контактных лиц?
Статья: «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain»

53. Какие методики продаж используются? Насколько они актуальны и соответствуют специфике бизнеса?
Статьи:
«Все, что я думаю о методике СПИН после 29 лет работы в продажах»
«Блеск и нищета Волка с Уолл-стрит — разбор методики продаж Джордана Белфорта (того самого)»

54. Каковы позиции на рынке у компании и продукта? Какие действия нужно предпринять для улучшения позиции?
Статья: «Как однодневная стратсессия может помочь удвоить продажи — правильный SWOT-анализ за 10 шагов»

55. Есть ли практика дожима? На чем он основан?
Статья: «Все, что я думаю про дожим после 29 лет работы в продажах»

56. Используются ли особенности восприятия в продукте, маркетинге и процессе продаж?
Статья: «35 когнитивных искажений, которыми пользуются продавцы и бренды»

60. Является ли воронка продаж фактологической и проспективной? Способствует ли она фокусировке менеджера по продажам?
Статья: «Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж»

61. Есть ли рекомендованная стратегия переговоров? Используют ли ее менеджеры по продажам?
Статья: «Стратегия переговоров — как получить стабильный и высокий результат с помощью одной универсальной стратегии»

Личная эффективность менеджеров по продажам

64. На каком уровне находится самооценка менеджеров по продажам?
Статья: «Самооценка и уверенность в себе — 5 главных секретов»

65. Насколько хорошо менеджеры по работе с крупными корпоративными клиентами владеют информацией?
Статья: «Главный навык для продаж крупными корпоративным клиентам»

66. Встречается ли среди менеджеров по продажам экстернальная позиция? Как с ней работает руководитель?
Статья: «Как просрать свою карьеру, попутно задолбав нытьем окружающих»

67. Есть ли в работе менеджеров по продажам стрессогенные факторы? Как они справляются со стрессом? Какие действия предпринимаются для снижения стресса?
Статья: «Развитие стрессоустойчивости — один лайфхак, который закроет проблему стресса навсегда»

70. Насколько энергичны менеджеры по продажам? Есть ли риски выгорания?
Статья: «Как вернуть энергию и интерес с помощью одного простого лайфхака раз и навсегда»

71. Помогают ли имеющиеся привычки в достижении плана?
Статья: «Развитие привычки — простой навык, меняющий весь образ жизни»

72. Используют ли менеджеры по продажам визуализацию целей?
Статья: «Доска желаний с научной точки зрения — как использовать визуализацию для достижения целей»

73. Есть ли психологические препятствия для выполнения плана, профессионального и карьерного роста?
Статья: «Синдром самозванца — как не загонять себя и наслаждаться результатом: 8 простых правил и одна история из жизни»

74. Насколько эффективно менеджеры по продажам организовывают свое время?
Статья: «Тайм-менеджмент — один лайфхак, чтобы закрыть эту тему и больше никогда никуда не торопиться»

76. Соответствует ли горизонт планирования и запас воли поставленным целям?
Статья: «Большая цель — где взять силы, чтобы добежать до выдающегося результата»

Бизнес-девелопмент

77. Можно ли считать создание отдела продаж законченным? Где узкие места и точки роста?
Статьи:
«50 инсайтов с бизнес-завтраков по созданию отдела продаж»
«30 неожиданных инсайтов с консультаций и стратсессий по созданию отдела продаж»

78. Нужно ли создать или пересобрать отдел продаж?
Статья: «4 способа создания отдела продаж — подробный анализ, плюсы и минусы каждого»

80. Есть ли ложные убеждения в отношении системы продаж?
Статья: «Что рассказывают на курсах по построению отделов продаж — 5 примеров и комментарии к ним»

82. Уделяется ли внимание информационной безопасности?
Статья: «Ломают CRM. Прямо сейчас. Возможно и вашу тоже»

83. Какое отношение в компании к риску? Есть ли практика управления рисками и шансами?
Статья: «Риск-менеджмент — это шанс-менеджмент или Как в любом деле поднять свои шансы»

Лидогенерация, маркетинг

90. Используются ли системные инструменты выхода на новых клиентов?
Статья: «Как получить open rate 88% и целевые лиды в B2B с помощью холодной email-рассылки»

91. Насколько эффективно построен процесс холодного поиска?
Статья: «Все, что я думаю про холодные звонки после 29 лет работы в продажах»

93. Используются ли в полной мере возможности рынка?
Статья: «Клиентский ажиотаж в B2B — где бывает и как не пропустить»

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях какие вопросы и методики вы используете для поиска точек роста.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
55
65 комментариев

а почему не 100?)

5
Ответить

Вот тот же вопрос возник)

2
Ответить

100 может каждый! А ты попробую 93))

1
Ответить

Не придумал))

Ответить

«Маловато будет» (с)

3
Ответить

Куда уж больше))

Ответить

Офигеть

2
Ответить